Михаил Левитин: У нас есть просьбы к Департаменту культуры. Просьбы от раненого театра

Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 20.08.2012
20 августа состоялся сбор труппы Московского театра «Эрмитаж».

Накануне корреспондент «ВМ» встретилась с художественным руководителем театра Михаилом Левитиным и попросила ответить на некоторые вопросы, связанные с планами на ближайший сезон.

Михаил Захарович, на сайте вашего театра я узнала, что в вашем театре ожидается премьера «Короля Лира». Шекспировский «Лир» — не самый частый гость на подмостках московских театров…

 — «Король Лир» — пьеса довольно популярная в репертуарах театров. Ее стараются поставить.

Чаще всего «Лира» ставят, когда в труппе есть актер, который «дозрел» до этой роли, которого нельзя оставить без нее. А вы приглашаете, по сути, актера немного со стороны.

 — Актер «немного со стороны» является моим актером примерно с 23-24 моих лет. Актер «немного со стороны» — имеется ввиду Михаил Иванович Филиппов — получил сейчас премию Станиславского за две роли, сыгранные в театре «Эрмитаж», «Золотую маску» за роль, сыгранную здесь же; и, относясь с уважением к своему театру и к своему новому художественному руководителю, он ни на секунду не прерывает связи со мной. Как дружеской, так и творческой. Это огромная связь. Так что Лир у меня есть. Мне даже не нужно было бы ставить «Лира», если бы не было Филиппова — именно Филиппова и только Филиппова. Ведь в Лире всегда есть черты постановщика. Всегда в решении «Лира» есть что-то, связанное с размышлениями о жизни того, кто его ставит, и того, кто играет. Мы с Филипповым думаем и живем одинаково. Я это говорил неоднократно, и он это всегда и всецело подтверждает. Его способ существования тот, которым мы занимались, когда ему было совсем немного лет. Это наш способ существования. Он может работать, где угодно. Я даже рад, что Миша не работает в нашем театре, а то бы я ежедневно чувствовал перед ним огромную ответственность. Сейчас он у меня играет в двух спектаклях и будет репетировать «Короля Лира».

А дочки для Лира уже есть?

 — Дочки есть. Правда, я их не назову. Ведь, как говорил Всеволод Мейерхольд, выдать распределение — все равно, что рассказать замысел.

Значит, замыслом тоже не поделитесь?

 — Не поделюсь (улыбается). Скажу только, что кроме Филиппова будет занята еще одна крупная и интересная личность — шведский музыкант, ставший лучшим музыкантом Швеции в 2006 году. Тромбонист. Уникальный человек, мой товарищ, композитор 50 фильмов, среди которых и картина Ларса фон Триера. Он будет появляться на этом спектакле — будет и играть в нем, и писать музыку к нему. Художником будет Бархин — не больше и не меньше. И скоро я получу последний (на сегодняшний день) макет от этого удивительного, последнего нашего великого театрального художника. Вот, собственно, все, чем я могу поделиться относительно нашего будущего «Короля Лира».

На постановку «Лира» вас подвигла только личность Михаила Филиппова, или же вы именно сейчас находите какие-то точки соприкосновения этого текста с сегодняшним днем?

 — Безусловно. Это тема нашей глупости и тема «ихнего» равнодушия к нам. Вот все это вместе и дает основание сегодня ставить «Лира» тем, кто понимает его глубоко. Ну и любовь, конечно. Все равно главной темой для меня всегда остается любовь. Именно в этом году театр «Эрмитаж» совершенно невероятно стал театром именно любви.

Вы хотите сказать, что в этом сезоне будут и другие пьесы о любви?

 — Конечно. Прежде всего, родится спектакль, которого ждут многие. Дело в том, что у меня в прошлом году была напечатана повесть «Про то, как Вакса гуляла-гуляла, гуляла-гуляла…». Это повесть, которую я написал вместе со своей — тогда еще шестилетней — дочкой. Это повесть для взрослых и детей — наша любовная сказка, наша любовная история. Сейчас она выходит в издательстве «Текст» с рисунками моей дочери. Вот по ней-то я делаю постановку — будет такой док-театр (улыбается): я, моя дочка и моя старшая дочь Оля Левитина будут играть эту «Ваксу».

Это будет здесь в театре на Малой сцене?

 — Да, поскольку, как вы знаете, Большая сцена у нас сейчас — это Мастерская Петра Фоменко (в основном) и иногда — Центр им. Мейерхольда.

В течение всего сезона это будет продолжаться?

 — Да, поэтому и «Лир» будет планироваться там. Знаете, в этом есть даже какие-то удобства, потому что «Лира» будет трудно собрать как спектакль. Ведь в нем будет приглашенный Филиппов, будет приглашенный швед, и там будет, вероятно, приглашенная Корделия. С Корделией, вообще, особая история — не хочу ее раскрывать пока.

А что вы выбрали для первой премьеры сезона?

 — Совершенно неизвестную пьесу Карло Гольдони «Честный авантюрист». Правда, у нас она будет называться «К. Г. Честный авантюрист». Даже не знаю, что это будет, потому что внезапно в течение 10-12 дней в конце сезона я с актерами — совершенно непонятно, каким образом,- сымпровизировал весь этот спектакль. Возможно, сейчас я обнаружу, что ничего там и не сделано, но тем не менее такая премьера будет. Ее можно будет отнести к линии наших легкомысленных и веселых спектаклей.

В «Литературной газете» около месяца назад вышел материал «Будет „Школа клоунов“» — не расскажете об этом поподробнее?

 — Вплотную к нашему театру располагался клуб «Парижская жизнь», который отныне полностью принадлежит нам. Впрочем, он нам и принадлежал. Теперь он будет называться Третья сцена «Эрмитажа» — «Школа клоунов». И там на втором этаже будут идти наши спектакли.

Это случится уже в текущем сезоне?

 — Надеемся, что произойдет это уже после Нового года. Здесь мы будем большое внимание уделять детям — по крайней мере, в первой половине дня. Дело в том, что в прошлом году у нас стихийно образовался английский театрик с маленькими детьми — мы сыграли «Золушку» — и мы решили этот театрик утвердить. Пусть дети тут учатся у наших актеров.

Прийти в эту школу может любой желающий?

 — В принципе, да. Единственное, нужно будет заплатить, потому что все-таки это платный проект.

Если вернутся к третьей сцене, скажите, ее необходимость для театра настолько назрела?

 — Безусловно. Для нас ее появление крайне важно. Во-первых, мы до конца не знаем, в каком варианте будет произведен ремонт. У нас есть свои простые желания, первое из которых — желание «поэтапности», чтобы сначала делалась Большая сцена, а только потом Малая, на которой мы играем сейчас. И тогда, если у нас одновременно будет «Школа клоунов» и Большая сцена, мы сможем существовать, потому что это уже почти театр.

Остается надеяться, что Большая сцена вернется к вам вскоре.

 — Конечно, я жажду Большой сцены. Я без нее пропадаю. Милостью моего покойного друга Петра Наумовича Фоменко и его хороших помощников мы существовали и существуем в его театре. Нас туда впускают так, как будто бы мы - это они. Но сколько же это может продолжаться?

А эта «продолжительность» зависит от Департамента культуры? Он помогает вашему театру или заставляет опасаться за свое будущее?

 — Есть целый ряд крайне важных вопросов, абсолютно не решенных, но они решатся. Сейчас на сбор труппы к нам придет Сергей Капков, и будем думать. Пока я с ним не знаком. Что он скажет и на какие мои вопросы ответит, или не ответит не на какие — это его дело. Но у нас есть просьбы к Департаменту от раненого театра. Театра, лишенного Большой сцены.

На сборе труппы Михаил Левитин огласил все свои планы на сезон и, воспользовавшись присутствием главы Департамента по культуре Сергея Капкова, обратился к нему с просьбой подтвердить «невыдуманность» этих планов. Капков подтвердил. Однако Левитин на этом не остановился. Полушутя-полусерьезно он задал еще один вопрос главе Департамента. Вопрос, в связи с последними событиями в московском театральном мире, волнующий любую труппу Москвы:

 — Сергей Александрович, вы нам желаете добра?

 — Я вам желаю добра.


Оригинал статьи

Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Михаил Левитин: У нас есть просьбы к Департаменту культуры. Просьбы от раненого театра, Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 20.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010