«Мир делится на клоунов рыжих и белых»

Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН





Московский театр «Эрмитаж» отметил свое 25-летие.  Правда, настроение у его основателя и художественного руководителя Михаила Левитина не очень праздничное. Год назад было объявлено о начале экстренной реконструкции театра, однако по нынешний день она не началась. О причинах, тормозящих этот процесс, Михаил ЛЕВИТИН рассказал в интервью «НИ».

— Михаил Захарович, в прошлом году новость о реконструкции «Эрмитажа» напугала многих, поскольку вы комментировали ее как попытку столичных властей под видом ремонта передать театр в другие руки. А как дело обстоит сейчас? Что происходит?

— Год назад у некоторых людей родился план уничтожения театра. Полного уничтожения! Говорю абсолютно серьезно… На бумаге это выглядело вроде бы как реконструкция — реконструкция уникального памятника архитектуры. Но проект разработали с тем расчетом, чтобы уничтожить театр. Я это понял, когда показал проект опытным инженерам. Они сказали: «Это уничтожение здания в течение недели». Интуиция мне подсказала, что есть серьезная опасность потерять «Эрмитаж». Я стал противиться судьбе — отказался принимать столь навязчивую реконструкцию. Понял, что надо воспрепятствовать всеми возможными способами.

— Насколько я знаю, вы созвали экспертный совет…

— В него вошли Табаков, Калягин, Миронов, Фокин, Урин и Бархин. Они взялись наблюдать за реконструкцией… Спасать «Эрмитаж» от посягательств… И работа совета очень помогла. В частности, Табаков на одной из встреч задал мэру вопрос: «Почему на реконструкцию „Эрмитажа“ выделена такая крупная сумма?». Сумма действительно была велика для нашего скромного здания. А потом Олег выступил и перед Путиным, и Путин ему сказал: «Я уже знаю все об „Эрмитаже”». Не могу утверждать, что эти выступления помогли или не помогли театру. Но я Олегу благодарен. Вопрос оказался на контроле в верхах.

— Теперь, надо полагать, угроза миновала. Но ведь и реконструкцией не пахнет…

— Главное, что попытка уничтожить театр ликвидирована. «Эрмитаж» остался со своим помещением. Правда, Большая сцена опечатана, но мы играем спектакли на Малой. И не выезжаем отсюда. Это мое принципиальное условие. Ведь если бы мы выехали из здания, как того хотели чиновники, то навсегда потеряли бы «Эрмитаж».

— А как же спектакли большой формы?

— Мы играем их на сцене «Мастерской Фоменко», а время от времени в Центре Мейерхольда. Но в Центре Мейерхольда реже. Залы переполнены, играем беспрерывно, зрителей очень много. Приходит множество молодых. Молодые повернулись ко мне, судя по Интернету. Проводят целые форумы. Интересно читать, как они к нам относятся.

— На ваш взгляд, теперь, после того, как удалось «Эрмитаж» отстоять, реконструкция начнется?

— Реконструкция начнется не раньше апреля 2013 года. Сроки затянулись. Я сожалею об этом. Много времени ушло на разработку нового проекта. Зато этот проект не вызывает сомнений. И здание будет отремонтировано бережно, как и полагается памятнику архитектуры. А знаете, есть еще один потрясающий момент. Недавно в наше ведение перешел соседний клуб «Парижская жизнь», и теперь в нем будет еще одна сценическая площадка — «Школа клоунов». Там зал на сто человек, и, если пойдет все, как я задумал, то «Школа клоунов» превратится в своеобразный филиал «Эрмитажа».

— Как удачно: общественность заступилась, и в театре началась новая жизнь…

— Невероятно складывается. Но это лишь внешняя картинка. Оболочка. Я порой думаю: а что если бы я не обратился к своим друзьям? Какая судьба ожидала бы мой театр? Юрий Петрович Любимов сказал мне: «Сегодня такое время, что режиссера вынесут в гробу из театра — никто не заметит». Это страшно интересная фраза достаточно опытного человека: «Никто не заметит!» Я задумался над ней.

— Мне кажется, вы преувеличиваете. Времена не самые легкие — да, но ведь и полного беспамятства не наступило. Вы же и сами говорите, что вмешались коллеги…

— Да, но только у «вмешательства» тоже есть границы. На уровне протестов и писем все сработало, но как будет дальше? Как жить будем? Мало ли что может произойти. Расслабляться нельзя, все время надо быть начеку.

— Не боитесь, что, пока театр сидит на чемоданах, коллектив немного расслабится?

— Эта опасность есть всегда — вне зависимости от того, сидит театр на чемоданах или нет. Но чтобы артисты не расслаблялись, я должен увлечь их интересной работой. Прошу их только об одном — не приносите мне улицу. Оставляйте ее за порогом. Театру она не нужна! Улица оскверняет театр, разрушает его.

— Чем вас улица так пугает? Сейчас ведь, напротив, многие режиссеры стремятся максимально приблизить театр к «реальной картине жизни»…

— Я знаю, но мне это не по душе. Мне не нужен артист, похожий на нашего с вами современника. Мне нужен человек из другого мира. Поэтому в театр сразу беру людей с художественным сдвигом. Какие-то странные люди, все музыканты, все с особой пластикой. Все — индивидуальности. Все немножко клоуны. Все-таки клоунада — самая важная опора для драматического искусства. Сильная, мощная клоунада. Выше клоунады, на мой взгляд, ничего быть не может. Мир делится на рыжих и белых клоунов. И не надо придумывать сложную философию. Все очень красиво, просто, трогательно и смешно. Только иногда рыжие становятся белыми, а белые — рыжими. Вот и все. А еще для меня очень важно, чтобы артист обладал чертами любимых мною людей. В них должно быть что-то от артистов и режиссеров, которых я видел когда-то, а возможно, и был знаком.

— Что это за черты?

— Невероятная внутренняя подвижность. Профессиональная оснащенность. Прежде всего музыкальная. Музыкальность тела. И сердце. Хорошо бы, но это даже не обсуждается в театре, чтобы актер или актриса были похожи не на всех, а только на себя самих. Чтобы они были уникальны, заметны в толпе. Только такие люди имеют право выйти на сцену. И тогда я воплощаюсь в них, с наслаждением отдаюсь этим поначалу малознакомым людям.

— Как я понимаю, в артистах вы ищете черты тех людей (в основном людей Театра Мейерхольда), о которых на канале «Культура» не так давно вы сделали цикл очерков…

— Совершенно верно. Это люди из моего детства — те, которых я видел или о ком читал. Все они сформировались в двадцатые годы — в совершенно удивительную эпоху, когда в нашем театре произошел такой мощный прорыв, что его последствия серьезнейшим образом сказались не только на нашей культуре, но и на культуре зарубежья. Я берегу этот театр в себе, в книжках своих сохраняю. Театр двадцатых — уникален. Он весь в мириадах красок, цвета, необыкновенно значимый для культуры. Да и литература точно такая же, цветная. Я хотел бы так писать, хотел бы так ставить.

— Остались только самые громкие имена — Мейерхольд, Ильинский, Гарин… А ведь сколько было не менее блестящих деятелей сцены!

— Пока люди вспомнят о них, пока воскресят их имена, пройдет немало времени. Я решил не ждать так долго и хочу сам рассказать зрителям о «своих» двадцатых годах. Мои телепрограммы — чистейшая импровизация. Диалог с каждым из этих людей. Я ничего не придумываю и не хочу красоваться на их фоне. Невероятно ярком фоне! Строю передачи по принципу наваждения. Например, всю жизнь я хотел рассказать об Игоре Терентьеве. Удивительный поэт и режиссер-авангардист. Свободный, добрый, легкомысленный человек, очень талантливый, не боящийся смерти. Впервые о нем я узнал в тринадцать лет, когда в книжке Николая Петрова «50 и 500» прочитал, что среди множества блестящих сотрудников Александринского театра есть «левейший из левых» Игорь Терентьев. Эта фраза меня оскорбила. «Левейший из левых». Что это значит? Почему «левейший»? С той минуты начал думать о нем. По крупицам собирал информацию. Он возникает почти в каждой моей книге. Реальная историческая личность. Мне очень нравится в Терентьеве его легкомыслие, пренебрежение к славе… У меня в книжке о нем есть фраза: «Слава моя в том, что я родился». Эту фразу придумал я сам. Но она вполне могла быть произнесена Терентьевым. Кстати, и дочь его говорила, будто мои спектакли похожи на его спектакли. Для меня это выше всяких комплиментов, поскольку я десятки лет пытался жить, как он, — легкомысленно и беззаботно. А еще благодаря Терентьеву в моем сердце навсегда поселилась ненависть к забвению. Как можно было забыть такого интересного, замечательного человека?! Что значит забыть?

— Вы ведь и сами говорите, что человеческая память коротка: забывают, к сожалению, всех. Это прописная истина. Плюс сталинская эпоха, превратившая страну в один сплошной лагерь и уничтожившая всех неугодных…

— Да, но ведь сталинская эпоха кончилась еще шестьдесят лет тому назад, а имя Терентьева забыто по нынешний день. Что бы там ни происходило, но это и есть забвение. И никаких оправданий здесь не существует. Как люди могли забыть того, кто их радовал? Мой любимый поэт Александр Введенский говорил: «Времени нет, есть только точка смерти». Вот точка смерти — это единственное объяснение времени. Жизнь человека он делил на «до смерти» и «после» — в том смысле, что и после смерти продолжается его жизнь: в памяти друзей и близких, а если речь идет о поэте, то и в головах читателей… Это очень интересная фраза. За три недели до смерти Введенский написал «Вечер в сумасшедшем доме». Однажды я поставил это произведение здесь, в «Эрмитаже». Он представил прощание с миром. С этим странным, удивительным миром. Получается, что, хотя он и не признавал смерть, эта тема его все равно интересовала в столь молодом возрасте. Он все время старался заглянуть куда-то за грань человеческого бытия, представить мир без каких-либо стереотипов, и в этом он ужасно похож на других представителей своей эпохи.


Оригинал статьи




Другие ссылки

2016

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Почистить душу… или Вчера я была на спектакле…, Мария Романушко, отзыв зрителя, 24.04.2016
Игра продолжается, Наталья Старосельская, газета «Трибуна», 04.2016
Предновогодний юбилей, Кира Алексеева, газета «Трибуна», 7.01.2016

2015

ЛЕВИТИНУ к 70-летию, Юлий Ким, 27.12.2015
Все счастливо сошлось, Александр Ешанов, альманах-газета «Информпространство», № 191, 23.11.2015
На Новом Арбате откроется «Эрмитаж», Светлана Баева, Московская перспектива, № 41, 16.11.2015
Отправляясь на оперетту, вспомни гимн СССР, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2015
О премьере театра Эрмитаж «Прооперетту», Екатерина Наркевич, newsmcs.ru, 9.09.2015
«Положение отчаянное – будем веселиться», Наталья Старосельская, Трибуна, 13.08.2015
«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015

2014

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Будоражащее театроведение, Анастасия Арефьева, Экран и сцена, 29.08.2014
О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014

2013

О постановке «Мокинпотта», Ирина Волкова, специально для сайта, 12.2013
Воспоминания о будущем спектакле. Интервью с Алексеем Левинским, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.11.2013
О Владимире Высоцком вспоминает Михаил Захарович Левитин, Марк Цибульский, для сайта «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи», 14.11.2013
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Театр Эрмитаж. Е. Шварц. «Моя тень», Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Интервью с режиссером Андреем Тупиковым, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 9.05.2013
Приказано помнить, Мария Седых, Итоги № 15/879, 15.04.2013
Евгений Шварц. Попытка биографии, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 3.04.2013
В театре «Эрмитаж» открылась Школа клоунов, Телеканал Культура, Новости культуры, 19.03.2013
В Москве открыли Школу клоунов, Сусанна Альперина, «Российская газета», 17.03.2013
У Ваксы тоже есть сердце, Любовь Лебедина, «Трибуна», 30.01.2013
Линии судьбы попутчика Занда, Ирина Озёрная, предисловие к изданию: Олеша Юрий. Зависть. Три Толстяка. Воспоминания. Рассказы. — М. : Эксмо, 2013

2012

«Мир делится на клоунов рыжих и белых», Интервью Виктора Борзенко с Михаилом Левитиным, Новые известия, 12.12.2012
Наталья Казьмина. 17 статей о театре, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 28.11.2012
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
«Мы пережили с ней все, что можно пережить в театре», Михаил Левитин, сайт журнала «Театрал», 23.09.2012
Путь в историю, Алла Михалёва, «Экран и сцена», 18(995), 09.2012
Парижская жизнь театра «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода, 22.08.2012
Сбор труппы и открытие сезона. Постпресс-релиз, Литературно-драматическая часть театра, 20.08.2012
ПЕТР ФОМЕНКО, Михаил Левитин, Журнал ЛЕХАИМ, 14.08.2012
Право на Театр. Хроника лета 1993 года, Дмитрий Хованский, сокращенный вариант опубликован в «Литературной газете», выпуск № 26 (6374), 27.06.2012
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
«Я состоялся как клоун», Елена Владимирова, РусскийМир. ru, 06.2012
Завтруппой — образ жизни, Ирина Вакарина, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 8-148/2012, рубрика «Монолог», 06.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
Памяти Наташи Казьминой, Валерий Фокин, Адольф Шапиро, Михаил Левитин, Дмитрий Крымов, Вопросы театра, 1-2 (вып. XI), 2012

2011

Хочется понять…, Татьяна Шах-Азизова, «Экран и сцена» № 23 (976), С. 3, 12.2011
Прощай, Наташа, Марина Токарева, Новая газета, № 133, 28.11.2011
О ЛЮБЕ, Михаил Левитин, 28.11.2011
О Наташе, Валерий Семеновский, Специально для сайта, 27.11.2011
Памяти Натальи Юрьевны Казьминой, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 30.10.2011
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
Михаил Левитин: Мне не нравилось, как Высоцкий играл, Снежана Павлова, Известия в Украине, 25.09.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Одессе, Фотоколлаж Е. Варченко. Youtube, 09.2011
Друг других, Мария Седых, «Итоги», № 28, 11.07.2011
«Неладно что-то в Датском королевстве…», Татьяна Москвина, Аргументы Недели, 29.06.2011
Реконструкцию театра «Эрмитаж» в Москве отложили, Недвижимость Москвы и Подмосковья, 24.05.2011
Не стреляйте в мецената, Лейла Гучмазова, Итоги, № 19 / 778, 9.05.2011
«Эрмитаж» в поисках Компромисса, Антонина Крюкова, Трибуна, № 16, 28.04.2011
Что было, что будет, чем сердце успокоится, Григорий Заславский, Независимая газета, 21.04.2011
«Эрмитаж» готовится к ремонту, Зинаида Курбатова, Вести-Москва (видео), 16.04.2011
Департамент культуры не готов надуть театр «Эрмитаж», Григорий Заславский, Вести ФМ, 15.04.2011
«Эрмитаж» теряет дом?, Лиля Пальвелева, Радио Свобода, 14.04.2011
Зачем тебе «Эрмитаж»?, Виктор Шендерович, Ej. ru, 13.04.2011
«Поживете у друзей», Александр Черный, Новая газета, № 39, 13.04.2011
Театр «Эрмитаж» оказался перед угрозой закрытия, Радиостанция «Эхо Москвы», 12.04.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
Топ-10: самые обаятельные и привлекательные, Наталья Витвицкая, VashDosug.RU, 17.02.2011
Станиславский, Ивонна и «…эти суки», Марина Токарева, «Новая газета», № 11, 2.02.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Михаил Левитин. Адвокат униженных и оскорбленных, Любовь Лебедина, Трибуна, № 1. 13-19 января 2011, 13.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011

2010

Непокорный, несхожий, другой, Алена Карась, Российская газета — Федеральный выпуск № 5374 (295), 29.12.2010
Церковь Белой овцы, Ирина Озёрная, Независимая газета, 29.12.2010
МИХАИЛ ЛЕВИТИН: Живу в мире, освобожденном от текущего момента, Наталия Каминская, Культура, 23 декабря — 13 января 2011, 23.12.2010
Жизнь в вопросах и восклицаниях, Литературная газета, 22.12.2010
Юбилеи Даниила Хармса и Михаила Левитина, Ирина Озёрная, Страстной бульвар, 10. Выпуск № 4-134/2010, рубрика «Юбилей», 12.2010
Равенства не надо: Александр Володин, Вячеслав Огрызко, Литературная Россия, № 45-46, 12.11.2010
Левитин и придуманный им театр, Радио России — Вольный слушатель, 25.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Михаил Левитин: Чего я хочу, Наталья Казьмина, Журнал «Вопросы театра», 2010, № 3-4, 10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Королева Маша, “Story”, № 9, 09.2010
Михаил Левитин в программе «Дифирамб», Сергей Бунтман, Михаил Левитин, Радио «Эхо Москвы», 11.07.2010
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Левитин М. «Таиров». М. : «Молодая гвардия», 2009. Серия «ЖЗЛ», Наталья Старосельская, Газета «Культура». № 1 (7714), 14-20 января, 2010, 14.01.2010
Рейтинг идеализма равен нулю, Валерий Семеновский, Марина Заболотняя, Театральный Петербург, № 1, 01.2010
Родовитый космополит, Павел Руднев, ЛЕХАИМ январь 2010 Тевет 5770 — 1(213), 01.2010