Молчаливое свидетельство

Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
Камерные лиричные клоунады, которыми в Москве известен режиссер Левинский, приучили нас к особому кругу его актеров: незвездных, неброских, прячущих за беззлобной иронией нечто весьма хрупкое и трогательное. Про актеров театра «Эрмитаж» (а это сегодня фактически авторский проект Михаила Левитина) такого сказать нельзя. Они все — тоже клоуны, но яркие, громкие, порой наглые. Спектаклю про то, как невзрачная простушка Ивонна случайно стала невестой блистательного принца, как ее смущенное молчание потрясло королевство, и заставило каждого почувствовать себя беззащитным, встреча двух таких разных типов театра явно сыграла на руку. Левинский будто ввел своего клоуна в круг чужаков, они от этого раскрылись совершенно по-новому.

Ивонна, чисто и простодушно сыгранная Ольгой Левитиной, безмолвно приглядывается к обитателям двора, а им начинает казаться, что она видит их насквозь, чувствует их слабости. Добрый Король (Геннадий Храпунков) подозревает, что Ивонна знает о совершенном им в юности преступлении. Властная Королева (Дарья Белоусова) боится, что незнакомка раскроет ее давнее пристрастие к написанию плохих стихов об одиночестве. Счастливчик-Принц (Арсений Ковальский) напуган еще больше. Он вдруг ощутил странную зависимость от неказистого существа, которое в шутку произвел себе в невесты. В нем зародилось чувство. А что может быть страшнее в этом бездушном формальном мире? Что еще может так безнадежно обезоружить? Любовь — самая непереносимая из бед. Ивонна становится молчаливым свидетелем их самих — настоящих, не наигранных. А от такого свидетеля надо избавляться. И Ивонну убивают.

Звезды левитинского театра: и Дарья Белоусова и Геннадий Храпунков — на первый взгляд в спектакле Левинского играют также как всегда бравурно. Но в привычной манере вдруг засквозила нежданная искренность. Будто из-за яркой маски показалось лицо без грима. Их властительных и коварных персонажей минутами становиться жалко. Особенно, когда Королева произносит вслух собственные вирши, всякий раз с ужасом повторяя «Это я написала!». Белоусова читает уморительно, но в тоже время всерьез играет трагедию близкого позора. Но кто просто удивил — так это Арсений Ковальский. Последние сезоны в «Эрмитаже» он - главный Арлекин театра: заводной, упругий, брызжущий энергией, упивающийся собственным пребыванием на сцене. А здесь он сыграл сложно, нервно, умно, а порой трогательно. Два разных театра (подчеркиваю разных, а не один плохой, другой хороший) обогатили друг друга в одном спектакле. Для Левитина игра его актеров в «Ивонне» — подарок. Но и Левинский должен быть благодарен руководителю «Эрмитажа», что у него труппа в таком профессиональном тонусе, с такой музыкальностью и пластической культурой. Ну а зритель будет признателен им обоим: получилась премьера для театральных гурманов.

Другие ссылки

«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005