Сердечная достаточность

Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
Андрей Тупиков поставил лирическую, в самом лучшем смысле несегодняшнюю «сказку для взрослых» Володина.

От театра «Эрмитаж» традиционно ждут спектаклей эксцентричных, в которых от трагического до комического один шаг, вернее, один жест или поворот головы актера. Печать левитинского стиля видна не только в его постановках, книгах, телепередачах, но и, конечно, на его артистах: у всех у них как будто диплом «школы клоунов» в кармане, их родная стихия — гротеск. И вдруг в камерном Малом зале «Эрмитажа» (большой, как известно, закрыт на ремонт, и борьба театра за место под солнцем продолжается) появился акварельный и нежный спектакль по киносценарию одного из самых лиричных драматургов Александра Володина. Фирменный эрмитажский гротеск же стал яркой и значимой краской в по-осеннему грустной постановке Андрея Тупикова.

История о советском фокуснике из Госконцерта проста: мужчина и женщина средних лет, одинокие, уставшие, но не потерявшие затаенной детской веры в чудо, встречаются. И вопреки всем сложностям, несмотря на давящий груз прожитого, остаются вместе. Конечно, как и всегда у Володина, в этой мелодраме есть свой вполне трагический подтекст. Несчастье этих обыкновенных, но прекрасных людей начинается с войны. И их отношение к жизни: благодарность просто за возможность дышать и видеть солнце и нетерпимость ко лжи — все оттуда, из сороковых-роковых. Сыграть это крайне сложно, почти невозможно. Но Алексей Шулин (Фокусник) и Дарья Белоусова (Женщина) существуют на сцене с такой личностной отдачей, что верится в этот прекрасный несегодняшний сюжет. Неважно, что фокусы у персонажа Шулина не очень эффектные, неважно, что свадьба, описанная Володиным как волшебный праздник, в постановке скорее намечена, чем воплощена. Важно, что здесь можно расслышать ту самую володинскую интонацию. 

В большой степени это заслуга актера Станислава Сухарева, которому достался сложный персонаж От Автора. На глазах зрителей он придумывает своих героев, придумывает из себя самого, составляет из своих недостатков, страхов, надежд, влюбленностей… Потому герои ему так дороги, потому он так болеет за их судьбу. Впрочем, изменить ее он не может. Как и свою собственную. Большие монологи из Володина, наполненные воспоминаниями, задушевными признаниями, горькими наблюдениями, Станислав Сухарев читает так точно, словно это музыкальные произведения: с партитурой пауз, интонаций, жестов. Кроме того, камерное пространство и володинский текст располагают к особенному стилю общения со зрителем. И Сухарев не просто рассказывает историю от автора — он, как и лирический герой Володина, очень хочет поделиться. И поэтому его слова, будто заряженные особой энергией, попадают точно в цель.

Как уже говорилось, помимо лирических красок в спектакле Тупикова есть и другие. Например, в персонажах Екатерины Тенеты: в как-то по-оперному смеющейся Девушке-администраторе с огромным бантом на груди, в исполнительнице народных песен Саше — даме с косой до пояса и белым платочком в руке, в Жене Россомахине с кефирной маской на лице и полотенцем на голове. Они очень смешны, для каждой найден точный рисунок — узнаваемые черты гипертрофированы. Но смех этот сквозь слезы, потому что за гротескным рисунком виден человек. Человек, затаившийся под нелепой оболочкой, — это ли не основная тема Володина?

Спектакль Андрея Тупикова получился как будто несовременным — и по стилю, и по сценическому языку. Недаром постановка начинается с рассуждений о прошлом и настоящем и о желании не зависеть от них. А вот проблема, которую ставит Володин и команда «Фокусника», актуальна как никогда. Это тема внутренней независимости и желания жить не по лжи, это вопрос о свободе, переведенный с демагогического уровня «вообще» на очень личный, бытовой уровень. В этом контексте и несовременность «Фокусника» выглядит как смелость.


Оригинал статьи



Другие ссылки

«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005