Уход как освобождение

«Тайные записки тайного советника». «Эрмитаж»

Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Никогда еще за три десятилетия не доводилось видеть у Михаила Левитина спектакля, подобного «Тайным запискам тайного советника», — лишенного элементов карнавала, цирка, игры, а просто пристально всматривающегося в человека, в его боль, в его страдание. Тихий и горестный спектакль, обращенный к каждому, кто сидит в зрительном зале.

Свою пьесу Михаил Левитин — известный и признанный писатель — создал на основе рассказов А. П. Чехова «Скучная история», «Враги» и фрагментов пьесы «Чайка», которые на редкость органично входят в ткань «Скучной истории», обогащая и дополняя ее главным для режиссера мотивом непреодолимого одиночества. Человек, ощущающий приближение смерти, не нужен уже не просто окружающим, но едва ли не в первую очередь себе самому.

Образ «воробьиной ночи», памятный каждому, кто хотя бы раз в жизни прочитал «Скучную историю», перекликается в спектакле с монологом Мировой Души, и создается совершенно удивительный, глубоко волнующий контекст. Это контекст человеческой неприкаянности, от которой не знаешь, куда деваться, с которой постепенно сродняешься. И ожидаемый с самого начала уход из жизни становится освобождением — все ниже и ниже склоняется в финале спектакля Николай Степанович под своим зонтиком, все мельче и суетливее становятся его шаги, но вот он высоко поднимает зонт, распрямляется, на лице загорается счастливая улыбка, и он улетает, действительно улетает за кулисы — в небытие, в свободу.

На протяжении почти трех часов мы внимаем этой очень простой, очень, в сущности, «скучной истории» о том, как из человека капля за каплей вытекает жизнь. Современный театр давно уже отучил нас от подобной углубленности, от стремления, не отрываясь, наблюдать за человеком, всматриваясь в его лицо, вслушиваясь в его интонации, сострадая и страдая. Эта лучшая, быть может, традиция русского психологического театра забыта, но Михаил Левитин возвращает ее нам во всей мучительной и необходимой силе.

Наверное, в какой-то мере справедливы слова, что не только актер зависит от режиссера, но и режиссер — от артиста. Для воплощения своего очень сложного замысла Михаил Левитин нашел идеального союзника, единомышленника, абсолютно чеховского артиста Михаила Филиппова (Театр имени Вл. Маяковского). От него глаз невозможно оторвать на всем протяжении действия: он по-настоящему проживает все перипетии последних месяцев жизни своего героя, тайного советника Николая Степановича, верившего только в науку и ни во что больше. Но и наука не может помочь преодолеть одиночество. Болезнь словно обнажает суть вещей — они видятся теперь совершенно иными, как иной видится и семья, жена Варя (Дарья Белоусова) и дочь Лизанька (Людмила Колесникова), как по-иному воспринимаются любимая воспитанница Катенька (Ольга Левитина) и соратник Михаил Федорович (Александр Ливанов). И вставной новеллой включенный в спектакль рассказ «Враги» становится как будто эпизодом из прошлого самого Николая Степановича, ныне тайного советника, а некогда земского врача. Именно этот эпизод воспринимается как начало болезни, как жестокое разочарование в идеалах и людях, как зарождение чувства ненужности никому.

Эта «скучная история» бьет даже по тем, кто бежит от серьеза, желая видеть в театре лишь развлечение и отвлечение от реальной жизни. Левитин словно останавливает каждого из нас на бегу.

Другие ссылки

«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005