Доказательство от противного не привело к обратному

Михаил Филиппов сыграл в первой чеховской постановке Михаила Левитина

Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009

Расстановка сил на сцене все время меняется, но пока Михаил Филиппов еще не профессор, а земский врач, а Александр Ливанов не его ассистент, а обманутый муж. Фото: Александр Басалаев/Газета



Спектакль «Тайные записки тайного советника», премьера которого прошла в театре «Эрмитаж», — первая для его художественного руководителя Михаила Левитина попытка поставить Чехова. Трудно представить себе две вещи более несовместные, чем реализм Антона Павловича и эксцентричный, порой преувеличенно театральный режиссерский стиль Левитина.

Но крайности иногда притягивают друг друга, да и юбилей Чехова не за горами.

Тайный советник — герой рассказа «Скучная история», немолодой профессор-медик Николай Степанович (Михаил Филиппов). Он болен и устал от лицемерия жены и ее потуг выглядеть светской дамой, отчаянных попыток дочери выйти замуж, лентяев студентов, «бьющих на жалость» профессора ради хорошей отметки. Героя мучает вопрос: почему из его жизни исчезли радость, понимание и любовь близких? Его способна понять только воспитанница Катя (Ольга Левитина).

Но такая история Левитина заинтересовать не могла. Ведь он, как чеховский Треплев, не понимает, как люди на сцене могут просто «есть, пить… и носить свои пиджаки». Эксцентрика и театр для режиссера — слова-синонимы. Поэтому на сцену «Эрмитажа» чеховский рассказ попал уже в адаптированном виде.

Левитин, выступивший в роли автора сценического текста, добавил к «Скучной истории» рассказ «Враги» и фрагменты пьесы «Чайка». Они написаны практически в одно и то же время и делают спектакль более театральным, с одной стороны, и каким-то квазиреалистическим — с другой. Актриса Катя становится двойником Нины Заречной. Николай Степанович роняет треплевские фразы. А жизнь его, хоть и не слишком удалась, но могла бы быть и хуже. Например, как у земского врача из рассказа «Враги» (Филиппов играет и эту роль): у того умер ребенок, но он едет спасать якобы умирающую барыню. А приехав, обнаруживает, что та отправила за ним мужа, чтобы сбежать с любовником. Еще один режиссерский знак — человек с рисунков Леонардо да Винчи, украшающий задник. 

Левитин использует все эти мотивы, чтобы протащить сквозную тему спектакля — мир устроен неблагополучно, и человек чувствует себя в нем одиноким и чужим. И тут режиссеру особенно помогает Михаил Филиппов — и давний знакомый, и человек, который осваивает левитинскую эстетику, при этом не забывая о собственной индивидуальности.

В этом спектакле Филиппов одновременно по-чеховски правдив и эксцентричен. Он может рассмешить зрителей и растрогать их до слез. Актер никогда так не играл в кино, и только изредка — на сцене. Чем энергичнее и эффектнее действуют остальные участники актерской команды — Александр Ливанов (ассистент профессора и обманутый муж), Юрий Амиго (швейцар), Дарья Белоусова (супруга героя), — тем явственнее она звучит. Они складывают странные конструкции из стульев и кажутся порой почти карикатурой на человека с рисунков Леонардо, украшающего задник. 

А к финалу становится ясно, что Левитин, разыграв Чехова в иной системе театральных координат, доказал, что он не слишком высокого мнения о человеческой природе, и жизнь — вообще штука неприятная. В сущности, он придерживается того же мнения, что и Чехов.

Другие ссылки

«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005