Артисты, работающие сейчас:
Токмакова Ирина
Филиппов Михаил
Артисты, работавшие раньше:
Верова Наталия
Дудинская Нина
Катков Игорь
Куракина Мария
Мосендз Луиза
Поливанова Нина
Тенета Андрей
Фаттахов Марат
Шумилов Вячеслав
Яковлев Анатолий
Спектакль: <b><i>Лир король</i></b><br /><span class="normal">Лир, король Британии — Михаил Филиппов<br /><i></i><br /><span class="small">© Дмитрий Хованский</span></span>
© Дмитрий Хованский

Михаил Иванович Филиппов

Народный артист РФ

Родился 15 августа 1947
«Если я чего-то и хотел в этой жизни, в профессии и в актерском деле, то встретить Михаила Ивановича Филиппова. Я и встретил его, встретил очень рано, когда мне и ему было по 23 года. Мы рыскали по Москве в поисках подвалов в чудесной группе людей, где была Света Брагарник, Лия Ахеджакова, Иван Дыховичный, Ольга Остроумова, сам Михаил Филиппов, Сева Абдулов, Миша Янушкевич. Это была очень перспективная группа, с которой можно было сделать замечательный театр. Но им не повезло. Я мог ставить у них спектакли, которые мне казались дивными, мог увлекать их, но строить театр и планомерно заниматься добычей денег, здания, покровителей я не мог. Так мы покуражились и расстались. Однако первая встреча с Михаилом Ивановичем была еще раньше — в студии Марка Розовского „Наш дом“, куда меня пригласил сам Марк после премьеры моего спектакля „О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился“ в Театре на Таганке. Я тогда предложил „Дон Кихота“ Михаила Булгакова, где, естественно, Филиппов играл Дон Кихота, а Александр Филиппенко играл Санчо Панса. Счастье было огромным, эта парочка была грандиозной. Да и вокруг были мощные люди, например, Володя Точилин. Все было отдано мне на откуп. Но парторганизация МГУ закрыла студию „Наш дом“, по-моему, как раз на этом недовыпущенном спектакле.

С тех пор мы всюду были с Михаилом Ивановичем. Мы были вдвоем. Мы ходили, думали и что-то такое воображали вдвоем. Он играл в спектаклях, поставленных мною в других театрах, ведь я не был в штате ни одного театра, меня запрещено было брать. Потом я образовал студию в Институте им. И. В. Курчатова, доступ в который был закрыт, но мне его каким-то чудом открыли после успеха все того же „Мокинпотта…“ на Таганке. Это была студия буффонады. Михаил Иванович Филиппов был там со мной. В то время он уже занимался в ГИТИСе. Так мы и жили — очень дружно.

Затем произошли некоторые события, которые нас развели, не идеологически или нравственно, а просто биографически. Мы расстались на тридцать лет. Конечно, мы встречались друг с другом, каждый раз говорили, что мы что-то начинаем, но в результате ничего не получалось. Были трагические события в его жизни, были драматические в моей, и это тянулось долго. Наконец, через массу лет, когда все обрело свою истинную цену — и наше прошлое, и тот временной промежуток, когда мы не общались (может быть нужный, а может — и нет), мы встретились и поставили спектакль по великому произведению Антона Павловича Чехова „Скучная история“. Я написал пьесу, называлась он „Тайные записки тайного советника“, в которой он играл центральную роль. Затем был спектакль по Юрию Домбровскому — „Меня убить хотели эти суки“, в котором он играл сразу две центральные роли. Это было написано специально для него и долго-долго строилось, потому что этот роман инсценировать было чрезвычайно сложно, и по-моему, мало кто на это отваживался. За эти работы он получил и „Хрустальную Турандот“, и Премию Станиславского, оставаясь очень успешным актером Театра им. Вл. Маяковского, где он играл много ролей. Я не видел ни одной из них, кроме Наполеона (спектакль „Наполеон Первый“ по Ф. Брукнеру), но, по-моему, она и была самой крупной в жизни Театра им. Вл. Маяковского.

Всегда это был человек, отличающийся от - не в обиду будет сказано — людей своего актерского сословия. Отличался он, прежде всего, не только своим громадным талантом, а еще и своей большой культурой. Это образованнейший человек, сумасшедший книгочей, причем он читает те книги, которые надо читать. Он - человек, который в юности писал новеллы на французском языке. Это удивительное явление в актерской среде, и близкий, любимый мною артист. Артист, который, как я всегда говорю — то же, что и я, только лучше. Во всяком случае, на сцене. Великий артист Виктор Гвоздицкий, который был в нашем театре, когда мы с ним спорили, и что-то не получалось, при каждом удобном случае говорил: „Идите, позовите своего Филиппова“. Гвоздицкого, на мое горе нет, он ушел, а Михаил Иванович, слава Богу, вернулся ко мне, в эту жизнь.

У Михаила Филиппова есть большое количество удачных киноработ. Среди прочих это „Красное и черное“, „Артистка из Грибова“, „Небеса обетованные“, телесериал „Иван Грозный“ и другие. Я помню какой-то убийственный детектив, который вошел в сознание как криминального, так и интеллигентного мира, где он играл две или три роли — родных братьев-близнецов. Я такой мощи и красоты не видел! Кроме того, он один из любимых артистов Эльдара Александровича Рязанова, о чем сам Эльдар Александрович мне говорил. Он любимый артист многих хороших и культурных людей. У него есть чему поучиться. Он - поэт, хоть он сам себя таковым не считает. Он пишет стихи и мыслит стихами. Он слишком странный и ни на кого не похожий тип в актерском деле.

В период зрелости мы вновь обрели друг друга, как и подобает настоящим влюбленным».

Михаил Левитин

Спектакли в театре «Эрмитаж» (текущий репертуар)

Лир король (Лир, король Британии)
Меня убить хотели эти суки (Роман Львович Штерн,   Яков Абрамович Нейман)

Аудиотека:

Михаил Левитин о "Лире короле" на Радио "Подмосковье"

Ссылки

О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009