Б. Брехт. «Кураж»

Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Пьеса Бертольта Брехта полностью называется «Мамаша Кураж и ее дети». Режиссер Михаил Левитин сократил заглавие до одного слова, расширив таким образом смысл. Кураж здесь — это не только прозвище маркитантки Анны Фирлинг, отчаянной и отважной женщины, сумевшей не раз выжить в невыносимых обстоятельствах. Кураж — это основное настроение спектакля. Состояние души героев.

Премьеру сыграли на Новой сцене Мастерской Петра Фоменко. И «Кураж», безусловно, — спектакль для большого пространства. И по сценографическому решению, и по актерской манере, и по общей энергетике. Он размашистый, яркий, неистовый. Левитин умело удерживает грань между трагедией и фарсом, и настроение спектакля колеблется от смеха до ужаса.

Действие дробится на эпизоды, которые разыгрываются на небольшом выдвинутом на авансцену «островке». Вокруг — большой мир, где опасности на каждом шагу. А в мирке мамаши Кураж — иллюзия домашнего тепла. Вот и тянутся туда люди, измученные бесконечной войной. Кто-то остается, чтобы любить, кто-то вторгается, чтобы навредить. А безмолвный хоровод оборванных, перевязанных, усталых идет и идет мимо, и конца этому не видно. И небольшой площадной оркестрик вместе с детским хором поет зонги, веселые и страшные.

«Мамаша Кураж» из тех пьес, которые не имеет смысла ставить, не имея под рукой исполнительницы центральной роли. Михаилу Левитину специально искать не пришлось — у него есть Дарья Белоусова. Актриса необычной интересной внешности и мощного нутра, сочетающая эксцентрику и глубину. Кураж — роль абсолютно для нее. Брехтовская героиня получилась сильной — и женственной, любящей — и резкой, по-житейски умной — и растерянной от ужасных обстоятельств. Белоусова «держит» спектакль, управляет его атмосферой. Очень хороши и ее партнеры: Ирина Богданова — дочь Катрин, Евгений Кулаков — сын Швейцеркас, Борис Романов — полковой священник, Ольга Левитина — Иветта Потье, Сергей Олексяк — повар. «Кураж» — очень человечный спектакль, он получился не столько о войне, сколько о людях, пытающихся оставаться собой в любой ситуации. 

Режиссер М. Левитин. Художник Г. Гуммель. Художник по костюмам М. Кривцова.

Фото А. Андриевича


Другие ссылки

«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
…Когда речь идет о чуде, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 9.09.2013
Сердечная достаточность, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 9.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, 7.04.2006
В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, 23.03.2006
Пир во время ЧЧЧумы. Фрагменты, Анна Гордеева, Таймаут, 21.11.2005