У нас работали:
Гуммель Гарри
Главный художник
Семеновский Валерий
Заместитель художественного руководителя
Ефремова Анастасия
Руководитель литературной части
Казьмина Наталья
Руководитель литературной части с 2008 по 2011

Книга с золотым обрезом

Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Михаил Левитин поставил новый спектакль «Пир во время ЧЧЧумы» в преддверии своего юбилея. И премьера эта стала своего рода манифестом, хотя, скорее всего, художественный руководитель и главный режиссер Московского театра «Эрмитаж» об этом и не думал

Собственно «Пир во время чумы» перемежается сценами то из «Скупого рыцаря», то из «Моцарта и Сальери», то стихотворением «Леда». Смысл в таком классическом коктейле есть, но об этом чуть ниже. Сам же спектакль — очень красивый, яркий, по-настоящему забавный и тонкий. Вот кульминационная сцена, где Моцарт (Евгений Кулаков) — в порыве вдохновения бросается к роялю — буквально взмывает ввысь на поднимающих его руках — и на перевернутой клавиатуре играет. Но не «Реквием», а увертюру из «Женитьбы Фигаро» — музыку легкую, как шампанское, которое в самом начале спектакля разливают зрителям — несколько глотков в память о Джаксоне-весельчаке, который потом будет тенью скользить меж героями этого «Пушкинского сборника».

Воплощенная Красота — это одна из Погибших, но милых созданий (Ирина Богданова) — в огромном рыжем парике, который был бы клоунским, если бы не точеное чуть грустное личико. Она идет через сцену, укрывая ее длинным зеленым шлейфом, укутывая героев, заливая призрачным зеленым светом, а поверх горит язычком пламени нелепый огромный парик. 

Ощущение от спектакля, как от дорогого красивого издания пушкинских пьес — на веленевой бумаге, с золотым обрезом. И, получая удовольствие от перелистывания самих страниц, читатель смакует пусть и давно знакомые, но не менее от этого гениальные пушкинские строфы. Декорации Гарри Гуммеля — нависший над площадкой рояль кверху ножками, наклонившиеся в вихре хоровода шкафы, из которых, как американские чертики из банок, появляются герои — то из дверей выскакивают «Призраки былого» — мужские персонажи, составляющие празднично-нарядную бальную круговерть, то в дверном проеме обнаруживается Скупой. То появляется Пушкин, сыгранный Арсением Ковальским — кажется, это будет его пятый Пушкин за всю театральную карьеру, но этот лишен каких-либо пародийных черт. Он читает письма свои к Геккерну, облекая в слова боль от измены любимой женщины, мучаясь обидой и ревностью, так как мучался бы любой лавочник или инженер, а не только гений русской литературы. Но Левитин с Пушкиным не на дружеской ноге — напротив, оттого, что гений в состоянии испытывать человеческие, вполне понятные каждому чувства, его строки становятся еще ценней.

Но когда Левитин вводит в ткань пушкинского кружева Введенского (Владимир Шульга), это не выглядит чужеродно и не звучит диссонансом. Ко всему, этот персонаж одет так же, как был одет Виктор Гвоздицкий в программном спектакле Левитина «Вечер в сумасшедшем доме». Очевидно: поэт — всегда поэт, даже если говорит хулиганским обэриутским слогом.

Отрывки связаны не только артистами — скажем, Скупого и Сальери играет Борис Романов, — но и смыслом спектакля. Пусть многим очень непросто согласиться с ним. Тексты Пушкина бессмертны. Их будут читать и ставить всегда. Сегодня это совсем не звучит избитой истиной, напротив — необходимым напоминанием отчего-то забытой аксиомы. Сегодня — когда многие из авторов пишут с грамматическими ошибками, со стилистикой русского языка знакомы мало, и подобные удручающие факты выдают за достоинства, объясняя это чистотой восприятия окружающего мира. В очередной раз обратившись к Пушкину на своем творческом пути, Левитин на сей раз относится к нему, как к Поэту — романтику и гению, трагичному, просветленному и бессмертному.

Чччума — именно так, с этим тихим «Ч-ч-ч!», точно с шипением ядовитых демонов-змей. Чччума — это болезнь, причем не только окружающей нас действительности, но и сегодняшнего театра. Лекарство от этой пандемии есть, утверждает своим спектаклем Левитин. И как диагноз, как строгое предписание врача, звучат пушкинские строки из «Моцарта и Сальери»:

«Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери».

Другие ссылки

«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Устаревшая сестра, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.10.2008
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Культура, 30.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Трагедия с «квартирным вопросом», Ольга Солодова, Газета Культура, 27.05.1998