У нас работали:
Гуммель Гарри
Главный художник
Семеновский Валерий
Заместитель художественного руководителя
Ефремова Анастасия
Руководитель литературной части
Казьмина Наталья
Руководитель литературной части с 2008 по 2011

Лодки на приколе

«Золотой теленок…» в театре «Эрмитаж»

Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
НГ, 10 декабря 2007 года
«Золотой теленок» — из тех произведений, которые и сегодня входят в круг читаемых и любимых. Потому каждая кино- и театральная версия обречены на внимание и, как можно предположить в таких случаях, на неуспех. Тем не менее публика приняла и Остапа Бендера Арчила Гомиашвили, и Бендера — Андрея Миронова и Бендера — Сергея Юрского. Увы, спектакль театра «Эрмитаж» ближе недавней телеэкранизации, признанной почти единогласно неудачей.

Спектакль, премьеру которого сыграли в минувший уик-энд в театре «Эрмитаж», называется «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу». Пьесу написал одессит Валерий Семеновский, поставил худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин, тоже одессит. И тема пьесы, как ее можно вычленить из сумбурно сложенного спектакля, — лирическая, сентиментальная: Черноморск, о чем говорится в самом начале, — это ведь Одесса, в которую, как и к былым возлюбленным, возвращаться не следует, поскольку вернуться туда невозможно. И правда — правда никому не нужна. В финале вдруг Бендер открывает истину — рассказывает, что он родился в бедной еврейской семье, его учили на медные деньги… Нет-нет, решительно обрывают поток его искренней речи, — это неправда, все знают, что вы - сын турецкоподданного…

Но в спектакле это все теряется, и вычленить утопленную куда-то глубоко-глубоко идею сможет лишь тот, кто захочет пофантазировать на эту тему. Всякий, кто любит Бендера и романы Ильфа и Петрова, скажет, что обаяние героя — в головокружительной легкости мысли. Он, если угодно, Хлестаков с содержанием, не пустобрех, — наоборот, его великие комбинации и рацпредложения, складывающиеся на наших глазах, прекрасны своей готовностью к внедрению. В спектакле почему-то почти все идеи вынесены «за скобки», герою (его играет Арсений Ковальский) остается лишь улыбаться. На этом роль не вытянешь.

В итоге спектакль выходит без центрального героя. В какой-то момент начинаешь думать, что главный у Левитина вовсе не Бендер, а летчик Севрюгов, тот самый, который пропадает среди айсбергов (а также — Вайсбергов и Айзенбергов), но - нет, в какой-то момент и он исчезает с горизонта… Без обаяния острого ума, игры ума, доходящей до интеллектуального безрассудства, без фантазии, которую не ограничивает ни Уголовный кодекс, вообще не ограничивает никто и ничто, кроме, пожалуй, уважения к человеческой жизни, — без этого всего нет Бендера. Без Бендера «Золотого теленка» нет. А еще в спектакле нет Паниковского. То есть он есть и играет его хороший актер Борис Романов, но… гуся прогуливают по фойе до начала спектакля, а все, что остается на долю Паниковского на сцене, сочувствия к нему не вызывает. А какой Паниковский без сочувствия?! Чередой каких-то карикатур, впрочем, тоже скомканных и невыразительных, выведена «Воронья слободка». Кто такой Птибурбуков, кто — Васисуалий Лоханкин? Почему в «Геркулесе» все такие толстые? Что хотел сказать режиссер — пусть не вообще, а только этим — в частности? И почему необъятная толщина меняет в персонажах только голос?..

Что же остается?

Паузы между сценами. В первый раз кажется, будто бы случилась накладка, актер потерялся, взбираясь на многоэтажную конструкцию (художники — Гарри Гуммель и Татьяна Кондрычина). Но - нет, не накладка, паузы, вероятно, носят художественный смысл. Какой? Отчего такие растянутые ритмы (два антракта, спектакль длится четыре с лишним часа…), рождающие ощущение, что в этом театре людям просто нечего делать, поэтому они никуда не спешат. А мы? Мы-то спешим, нам нужно что-то такое, что заставит нас поверить и в этого Бендера… И в Одессу…

Остается Зося в обаятельном исполнении Ольги Левитиной, пока — единственно удачной в этом нескончаемом спектакле. Она и трогательна, и смешна, и местами демонстративно напоминает одну из главных лирических героинь советского театра и кино — Татьяну Доронину. Еще она с разбега прыгает в воды Черного моря, в данном случае — небольшую заводь, в которую упираются семь лодок. В лодках — как в ложах — сидят зрители. Брызги окатывают их с ног до головы. Остальная публика в эти редкие минуты оживает и радуется.

Значит, остается еще и вода. Да только лодки накрепко прибиты и уплыть невозможно.

Другие ссылки

«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Устаревшая сестра, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.10.2008
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Культура, 30.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Трагедия с «квартирным вопросом», Ольга Солодова, Газета Культура, 27.05.1998