У нас работали:
Гуммель Гарри
Главный художник
Семеновский Валерий
Заместитель художественного руководителя
Ефремова Анастасия
Руководитель литературной части
Казьмина Наталья
Руководитель литературной части с 2008 по 2011

Спят усталые игрушки

В театре «Эрмитаж» поставили ностальгический спектакль о советском детстве

Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Режиссер и художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин поставил спектакль «Моя старшая сестра» по одноименной пьесе Александра Володина. При этом он поставил перед собой непростую задачу: сыграть советскую пьесу так, чтобы зритель ни на секунду не усомнился в ее актуальности. Кстати, в этом ему помогали не только артисты, но и художник Гарри Гуммель.

Левитин всегда, берясь за очередную работу, задается вопросом: «Зачем?» У него не бывает проходных спектаклей, они все насыщены смыслом, иногда изощренно закамуфлированным. В новой же постановке — смысл на поверхности, как снежинка на детской варежке…

Дело в том, что Левитин сделал ностальгический спектакль, очень нежный и беззащитный. Поэтому и критиковать его не хочется — да и как можно критиковать детство? Тут и девчачьи гольфы, и мальчуковые жилетки, и деревянные стулья, о которые так легко порвать колготки (непременно капроновые!). Это — шестидесятые. Одежда, музыка, еда, прически — все оттуда, из времен полувековой давности, когда Питер был еще Ленинградом. Термин «шестидесятничество» тут означает ностальгическую грусть, но, как ни странно, не отдает нафталином. В Малом зале «Эрмитажа» точно появилась машина времени: по деревянному — никакого линолеума! — полу ходят люди, которые всерьез рассуждают о том, можно ли носить узкие брюки. Собственно, эта серьезность, да еще абсолютная искренность спасают спектакль от однообразия и часто встречающихся длиннот (все-таки идет действо два с половиной часа, а в маленьком душноватом зале это и вовсе тяжело).

Конечно, Левитин, как истый обэриут и любитель Хармса, не мог не превратить молитву в фарс: герои говорят не как обычные люди, а как куклы и плюшевые мишки в советских мультфильмах. Да и пластика у них порой такая, что трудно отличить подростка от игрушки. Трактуй, зритель, как хочешь: то ли дети — игрушки в руках старших, то ли взрослые не вышли из игрушечного возраста, а то ли вовсе — игрушки и есть, и страсти у них — кукольные, пластмассовые. Эксцентрика присуща всем артистам «Эрмитажа», независимо от возраста, оттого любой диалог превращается в напряженную перестрелку, порой с пробежками вокруг стола, громкими восклицаниями и итальянскими жестами. Многонаселенность спектакля — помимо главных действующих лиц, здесь есть крошечные роли, которые исполняют молодые артисты театра — только усиливает это ощущение. 

Молодые артисты создают атмосферу шестидесятых годов прошлого века, и дело не столько в костюмах, сколько в выразительности глаз, которую видно с любой точки крошечного зала. Такие чистые глаза бывали только у артистов советского черно-белого кино, и то, что Левитин добился этого эффекта — значительный плюс спектакля.

Одна из ярких актрис «Эрмитажа» Ирина Богданова играет в спектакле Надю, старшую сестру (в фильме Натансона ее играла Татьяна Доронина). И недаром одну из своих сцен она проводит на фоне большой театральной тумбы, оклеенной афишами. Не простыми афишами, а тех спектаклей «Эрмитажа», которые уже никогда не будут идти на сцене. Тут и «Нищий, или Смерть Занда», и «Сонечка и Казанова», и «Соломенная шляпка»: текст пьесы Володина, который уже не очень понятен молодым и вызывает у них усмешку, Левитин прочно связывает с собственным прошлым и прошлым своего театра. И конечно, он кривит душой, ставя подзаголовком к спектаклю фразу «Картинки недавнего прошлого».

Полвека — это жизнь целого поколения, даже в масштабах страны — целая вечность, уже успевшая превратиться в миф. Оттого кажется, что люди тогда были ужасно счастливы, потому что молоды, и оттого-то режиссер из двух авторских финалов пьесы выбирает второй — хеппи-энд.

Другие ссылки

«Оперетта» в «Эрмитаже», Михаил Левитин, Специально для сайта, 19.02.2015
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Спят усталые игрушки, Анастасия Томская, Новые известия, 15.10.2008
Бедная родственница таланта, Наталия Каминская, Культура, 9.10.2008
Устаревшая сестра, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.10.2008
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Лодки на приколе, Григорий Заславский, НГ, 10.12.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Культура, 30.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Молчи — сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, 24.03.2006
Книга с золотым обрезом, Анастасия Томская, Театральные новые известия, 6.12.2005
Трагедия с «квартирным вопросом», Ольга Солодова, Газета Культура, 27.05.1998