Чтобы выжить, необходимо счастье

Премьера по Брехту в театре Левитина

Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Театр Михаила Левитина в своем репертуаре, хотя и не в своем здании: пока в саду «Эрмитаж» идет реконструкция, часть старых спектаклей и премьеры показывают в театре Петра Фоменко. Первая из премьер, которая случилась с «Эрмитажем» на чужой сцене, — «Кураж» по Брехту. Спектакль сложный, спорный, яркий; в главных ролях — лучшие артисты театра.

Как всегда бывает в «Эрмитаже», половина зала, замерев, вытянувшись по струнке, сливается с происходящим на сцене. Вторая же половина изнывает и хочет домой. Это нормально: абсурдистскую, нереалистическую эстетику театра понимает не каждый. Но есть разница между «непонятый» и «непонятный». И если в большинстве старых спектаклей из «золотого фонда» Левитина вину можно свалить на зрителя, который не хочет раздвинуть рамки сознания, то с «Кураж» произошла странная история. 

«Мамаша Кураж и ее дети» написана Бертольдом Брехтом в 30-х годах и посвящена Тридцатилетней войне, опустошившей Европу XVII века. Михаил Левитин отказывается от политических акцентов, на первый план выходят характеры. Самый очевидный из них — мамаша Кураж в исполнении Дарьи Белоусовой.

Михаил Левитин собирался поставить «Кураж» еще при Любови Полищук, когда она активно работала в театре. Главная роль предназначалась ей  — и, без сомнений, это была бы гениальная мамаша Кураж. Но  — Дарья Белоусова! Она, которой часто выпадают роли сильных женщин, будто создана для этой работы. Изящная, но мощная, с ее знаменитым басом, крупными чертами лицами, размашистыми шагами — да, это она, маркитантка, торговка, прошедшая со своим фургоном всю войну. Белоусова сама, кажется, проросла внутрь мамаши Кураж, взяв от нее кривую полуусмешку и решительность движений. В каких передрягах она побывала, как собирала себя по осколкам, как теряла детей! Как в ужасе искала деньги, чтобы спасти сына, и старалась сторговаться подешевле. Как солдаты разбили лицо ее немой дочери, и Кураж, судорожно обнимая ее, говорит: «Ничего… Ничего! Кость не задета. Через неделю заживет!» И после очередного удара судьбы, стоя уже над трупом дочери, снова говорит: «Ничего… Выберусь… Вытяну!» И дальше: «Чтобы выжить, необходимо счастье. Но, глядя в будущее, с ужасом сознаю, сколько еще мне понадобится счастья…»

В спектакле задействовано много великолепных артистов: Ирина Богданова в роли немой Катрин, Ольга Левитина — противная, манерная Иветта, Борис Романов, обычно предстающий в образе статного старца, здесь играет убогого, нелепого, крикливого и сладострастного священника. Словом, много можно было бы отыскать ярких ролей! Если б не было разбросано столько «мусора» по полотну спектакля. Несомненно, каждая придумка имеет какое-то свое назначение, но редко этот тайный смысл открывается зрителю. Суета, бесконечная череда нелепых движений, вскриков, прыжков, беготни, хрюканья и мычанья забивает ту священную, пронзительную тишину, которую можно и нужно слушать на спектакле Левитина «Белая овца». Конечно, «Кураж» — это Средневековье и война, которая все приводит в движение, но это не значит, что надо постоянно орать, визжать и перемещаться мелкой трусцой. Михаил Левитин — режиссер тонкий, светлый, с изящным, очаровательным чувством юмора, не терпящий никакой неестественности. Что же случилось с ним, если в массовой сцене один из персонажей выходит с ведром, снимает штаны, садится на ведро и начинает мучительно тужиться?

Облегчение и наслаждение наступает, когда рассасывается шебуршение, шелуху сдувает за кулисы, и мы снова остаемся один на один с мамашей Кураж. Она глянет в зал своими огромными глазами, криво улыбнется и скажет: «Ничего… Ничего!»

фото: Михаил Гутерман

Оригинал статьи

Другие ссылки

Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012