«Он предлагал…»

в газете озаглавлено: «Крестовый поход мамаши Кураж»

Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012

По просьбе автора, статья публикуется без редакторских исправлений. 


Создавая свою теорию эпического театра, Бертольт Брехт составил своеобразную таблицу: признаки различия между драматической и эпической формой. Особый интерес привлекают такие противопоставления: в драматической форме — перенос зрителя в другую обстановку; постановка зрителя в центр событий; стремление заставить зрителя сопереживать; обращение к чувству зрителя. В эпической — показать зрителю другую обстановку; противопоставление зрителя событиям; стремление заставить зрителя изучать; обращение к разуму зрителя.

Таким образом новый спектакль Михаила Левитина в театре «Эрмитаж» — «Кураж» по пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» является своего рода иллюстрацией к теоретическим положениям немецкого драматурга. И не просто иллюстрацией — живым и чрезвычайно интересным примером ее воплощения в сегодняшнем театре, где слово «эпический» стало если и не совсем ругательным, то по крайне мере достаточно замшелым.

А спектакль Михаила Левитина (сценография Гарри Гуммеля, композитор Владимир Дашкевич, художник по костюмам Мария Кривцова, художник по свету Евгений Ганзбург) весь обращен в современность, которую мы воспринимаем в его «Кураж» не чувством, а рассудком. Выбрав сегодня из огромного драматургического классического наследия пьесу Бертольта Брехта, которую на протяжении полувека трактовали исключительно как страстное осуждение войны и тех, кто пытается нажиться на ней, Михаил Левитин увидел здесь иное: в каком-то смысле, мы оказались сегодня во времени, куда более страшном, чем война. Там — ты твердо знаешь, где враг, которого необходимо уничтожить. Здесь — выходя утром из дома в мирную городскую жизнь, ты не знаешь, вернешься ли вечером: можешь напороться на нож наркомана, можешь попасть в мясорубку теракта в метро, можешь погибнуть от сосульки, сорвавшейся с нечищеной крыши, можешь умереть или искалечиться под колесами машины, которую ведет человек, купивший водительские права два часа назад…

Этому нельзя противостоять, от этого невозможно защититься, можно лишь испытывать некий кураж — кураж, становящийся волей к жизни, стремлением выжить. А ведь именно в этом — смысл существования мамаши Кураж у Брехта — она не наживается на войне (в отличие от наших военачальников и олигархов), она ездит по военным дорогам со своим фургоном, чтобы просто выжить, прокормить своих детей, что во все времена каждый делал и делает как умеет. Понятно, что в пьесе Брехта, написанной в эмиграции в 1939-м и впервые поставленной в 1949 году, тема войны звучала обостренно, потому что оказывалась еще слишком близка: ожиданием большой войны, ее течением и окончанием была пронизана жизнь зрителей того спектакля. Как остро была она пронизана и социальными проблемами. Сегодня такой спектакль, наверное, многим показался бы скучным, ничего не дающим разуму. А спектакль Левитина заставляет мысль напряженно работать именно в современном, сегодняшнем направлении. 

Первое же появление всех персонажей спектакля из двери в правой кулисе чем-то похоже на дефиле: появляется красивая, роскошная, совсем еще молодая Кураж (ее мощно и ярко играет Дарья Белоусова) в почти вечернем черном платье, с ослепительной улыбкой, следом за ней ее дети — Эйлиф (Станислав Сухарев), Швейцеркас (выразительно сыгранный Евгением Кулаковым), немая Катрин (Ирина Богданова в сцене гибели создает поистиге эпический образ), Повар (Сергей Олексяк играет многопланово и сильно), Иветта Потье (Ольга Левитина создает образ безмятежной куклы, к финалу отяжелевшей и приобретшей черты своего возлюбленного Полковника) и все остальные. Но это дефиле мирных домашних животных — каждый выходит на подмостки с мычанием, хрюканьем, кукареканием, гусиным шипением. Может быть, в обычной жизни они и были бы такими же простыми, незатейливыми? Но им достается другая реальность, в которой необходимо бороться за свою жизнь с рвением отнюдь не домашних, а диких животных…

Фургона на сцене нет, есть лишь одно колесо, которому суждено будет стать колесом пыток для честного Швейцеркаса, но ощущение постоянного движения не покинет зрителя ни на миг — и дело здесь не только в отточенной пластике артистов, но и в самой внутренней пластике спектакля. Михаил Левитин создает это движение всего и вся с помощью кажущейся монотонности исполнителей (это — интереснейший, на мой взгляд, режиссерский прием), особого интонирования слов (все очень быстро, словно взахлеб), сложной ритмической простроенности. Да, местами спектакль кажется несколько затянутым (несмотря на то, что Левитин существенно сократил текст пьесы), уроки восприятия увиденного осознаются не сразу по окончании, но в этом спектакле происходят очень важные для нашего времени осмысления. Сможем ли мы усвоить их выводы?..

И еще один творческий момент кажется мне чрезвычайно важным. Вероятно, режиссер подошел к некоему этапу возвращения, к рифмовке своего сегодняшнего мировоззрения с тем, что волновало, тревожило его много десятилетий назад, в самом начале. Если вспомнить его спектакль «Господин Мокинпотт» в Театре на Таганке — мы обнаружим замечательные эстетические и этические совпадения. Если вспомнить его пронзительный спектакль «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей» по роману Курта Воннегута в тогдашнем Театре Советской Армии, станет очевидным, почему из всех эпизодов войны в «Кураж» он выбирает именно крестовый поход детей с выразительнейшими детскими соло и хором.

И, вспомнив, оценим верность Михаила Левитина самому себе, что сегодня является отнюдь не правилом.

На программке спектакля приведены слова Хайнера Мюллера: «Ставить сегодня Брехта, ничего в нем не меняя, — значит, совершить предательство по отношению к нему». Страстный сокрушитель стереотипов на протяжении всей своей творческой биографии, Михаил Левитин не мог не поставить эти слова во главу угла, задумывая постановку «Кураж». И именно поэтому сменилось название — речь в спектакле не о мамаше, кочующей по дорогам войны, а о нашем мировосприятии и мироощущении. И именно потому появляется в «Кураж» мощнейший финальный аккорд — перед нами появляется постаревшая после гибели детей, потерявшая все Кураж (Галина Морачева напоминает античную маску трагедии), и мы замираем от того глубокого искреннего чувства, без которого, что ни говори, немыслим русский психологический театр.

В одном из стихотворений Бертольт Брехт писал:

       Я не нуждаюсь в надгробье, но если
       вам оно кажется необходимым,
       да будет на нем начертано:
       «Он предлагал. Мы
       принимали его предложенья».
       Эпитафия эта
       почтила бы вас и меня.
                       (Перевод А. Голембы)

Михаил Левитин предложенья принял.


Публикация статьи в газете «Трибуна»


Другие ссылки

Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Кураж, шардам, Эрмитаж, Владимир Колязин, Независимая газета, 29.02.2012
России снова понадобился Брехт, Любовь Лебедина, Литературная газета № 7 (6358), 22.02.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
Чтобы выжить, необходимо счастье, Вера Копылова, Московский Комсомолец № 25869, 15.02.2012
Главная роль. Михаил Левитин, Телеканал культура, 13.02.2012
История матери и актрисы, Анастасия Томская, afisha.mail.ru, 13.02.2012
Кураж Левитина, Марина Тимашева, Радио Свобода, 13.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-3, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-2, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже». Впечатления-1, Записала И. Волкова. Видеосъемка А. Кириллиной, 10.02.2012
Театр Брехта в Германии и России: традиции и новаторство, Видеомост Москва — Берлин. РИА Новости, 7.02.2012
За что «засушили» Бертольта Брехта?, Владимир Анзикеев, Deutsche Welle, 7.02.2012
Россия и Германия: взгляд на Брехта, Елена Андрусенко, Радио «Голос России», 7.02.2012
«Кураж» в «Эрмитаже», Телеканал Культура, Новости культуры, 1.02.2012
Интервью с Е. Варченко перед премьерой спектакля «Кураж», Алла Шуленина, Специально для сайта, 01.2012