
Стакан воды
16+Капнист туда и обратно
В пространстве Давида Боровского
Внимание! В связи с реконструкцией исторического здания театра «Эрмитаж», с сентября 2011 года театр играет данный спектакль на сцене Центра им. Вс. Мейерхольда.
Михаил Левитин мечтал об этом спектакле лет 20, прочитав стихотворение Юлия Кима «Волшебная сила искусства» — «исторический анекдот, пересказанный автору Натаном Эйдельманом».
Как из стихотворения сделать пьесу? Как поставить стихотворение на сцене да ещё в пространстве Давида Боровского? Вот что волновало режиссёра, особенно после ухода из жизни Давида Боровского, без общения с которым, по признанию Левитина, ему очень одиноко. Давид Львович — великий художник, вошедший в историю отечественной и мировой сцены. Многие годы он был тесно связан с «Эрмитажем», работал в содружестве с Левитиным не раз. Они задумывали в едином пространстве — пространстве Боровского — 10 спектаклей. Воплотились только два — «Безразмерное Ким-танго» и «Белая овца». «Капнист туда и обратно» — третий, сделанный в отсутствие мастера.
Музыкальная трагикомедия из истории XVIII века. Действие происходит ночью в придворном театре. Интрига! Клевета! Цензура и коррупция! Гнев и милость императора Павла I! Чиновники-взяточники против наивных влюблённых. Куда деваться бедному поэту? Права человека в России? Это смешно.
В основе пьесы Юлия Кима, куда вплетены и оригинальные тексты драматурга Василия Капниста, — абсурдный, хотя и достоверный анекдот из истории XVIII века. Кстати, вполне актуальный и в наши дни. Внезапно ночью император Павел I является в придворный театр и велит актёрам немедленно представить ему на сцене новую комедию Капниста «Ябеда». Сонные и перепуганные артисты начинают играть, но император их останавливает. Он в бешенстве. Капнист клевещет на Россию: можно подумать, что вся страна только на взятках и держится! «Был ты Василь Васильевич — будешь Сибирь Сибирьевич!» — таков вердикт высочайшего зрителя. Однако, досмотрев «Ябеду», самодержец-самодур меняет гнев на милость… Тут-то и начинается самое интересное.
Пересказ фабулы, как всегда у Левитина, не исчерпывает ничего. Скажем только, что публика найдёт в спектакле немало забавных сюжетных поворотов, достаточно печальную иронию и остроумную стилизацию, выраженную и словом, и мелодичной, запоминающейся музыкой (поют все и поют много), и, наконец, яркую и даже пышную театральную форму: дело всё-таки случилось при российском императорском дворе.
Михаил Левитин мечтал об этом спектакле лет 20, прочитав стихотворение Юлия Кима «Волшебная сила искусства» — «исторический анекдот, пересказанный автору Натаном Эйдельманом».
Как из стихотворения сделать пьесу? Как поставить стихотворение на сцене да ещё в пространстве Давида Боровского? Вот что волновало режиссёра, особенно после ухода из жизни Давида Боровского, без общения с которым, по признанию Левитина, ему очень одиноко. Давид Львович — великий художник, вошедший в историю отечественной и мировой сцены. Многие годы он был тесно связан с «Эрмитажем», работал в содружестве с Левитиным не раз. Они задумывали в едином пространстве — пространстве Боровского — 10 спектаклей. Воплотились только два — «Безразмерное Ким-танго» и «Белая овца». «Капнист туда и обратно» — третий, сделанный в отсутствие мастера.
Музыкальная трагикомедия из истории XVIII века. Действие происходит ночью в придворном театре. Интрига! Клевета! Цензура и коррупция! Гнев и милость императора Павла I! Чиновники-взяточники против наивных влюблённых. Куда деваться бедному поэту? Права человека в России? Это смешно.
В основе пьесы Юлия Кима, куда вплетены и оригинальные тексты драматурга Василия Капниста, — абсурдный, хотя и достоверный анекдот из истории XVIII века. Кстати, вполне актуальный и в наши дни. Внезапно ночью император Павел I является в придворный театр и велит актёрам немедленно представить ему на сцене новую комедию Капниста «Ябеда». Сонные и перепуганные артисты начинают играть, но император их останавливает. Он в бешенстве. Капнист клевещет на Россию: можно подумать, что вся страна только на взятках и держится! «Был ты Василь Васильевич — будешь Сибирь Сибирьевич!» — таков вердикт высочайшего зрителя. Однако, досмотрев «Ябеду», самодержец-самодур меняет гнев на милость… Тут-то и начинается самое интересное.
Пересказ фабулы, как всегда у Левитина, не исчерпывает ничего. Скажем только, что публика найдёт в спектакле немало забавных сюжетных поворотов, достаточно печальную иронию и остроумную стилизацию, выраженную и словом, и мелодичной, запоминающейся музыкой (поют все и поют много), и, наконец, яркую и даже пышную театральную форму: дело всё-таки случилось при российском императорском дворе.
Премьера: 21.03.2009
Продолжительность: 1 час 40 минут
Создатели спектакля
автор
Юлий Кимидея и постановка
Михаил Левитинхудожник
Александр Боровскийхудожник по костюмам
Оксана Ярмольникдизайн программки и плаката
Евгений Добровинскийкомпозитор
Андрей Семеновкомпозитор (при участии)
Юлий Кимпомощник режиссера
Екатерина Варченкозвукорежиссер
Наталья Слежоваконцертмейстер
Александр Боровиковсвет
Анна ТретьяковаДействующие лица и исполнители
Правдин, резонер
Борис РомановВасилий Васильевич Капнист, сочинитель
Алексей ШулинПавел I, русский император
Евгений КулаковЛица Капнистовой пиесы
Кривосуд, председатель Гражданской палаты
Александр ПожаровФекла, жена его
Екатерина ТенетаСофья, дочь его
Алла ЧерныхПрокурор
Юрий АмигоЗаседатель
Константин ТумиловичПрямиков Богдан, полковник
Сергей ОлексякНеправдин, ябедник
Андрей СеменовФельдъегери
Александр Ливанов, Артем СучковГолос в степи
Ирина БогдановаХор
Оркестр театра — Ольга Боголюбова, Павел Боев, Александр Боровиков, Анна Вандяева, Михаил Демидов, Ольга Донская, Асыл Жакыпбек, Татьяна Клименко, Василий Ковзал, Диана Кузнецова, Елена Купцова, Захар Ляхов, Дарья Маглёванная, Олег Макаров, Александра Максимова, Валерий Мацнев, Константин Медюк, Дмитрий Попков, Ирина Попова, Андрей Рашин, Ирина Ревина, Наталья Рогулина, Динара Рысалиева, Елизавета Садакова, Александр Талалов, Мария Федорова, Елена Чекунова, Александра Чуркина, Вячеслав Шустов
Видеотека:
Видеоролик на материале спектакля «Капнист туда и обратно», звучит песня А. Семенова из музыки к спектаклю
Ссылки
Там чудеса!, Анастасия Ефремова, «Страстной бульвар», 1.09.2009
Капнист Капнисту рознь, Вера Копылова, «Московский Комсомолец», 1.09.2009
Режиссер Михаил Левитин: «Я буду ставить спектакли, даже если у меня останется всего один стул», Ольга Романцова, Газета (GZT. ru), 8.07.2009
Император в перьях, Анастасия Томская, Новые Известия, 27.05.2009
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
Драматургов за Урал!, Светлана Хохрякова, Культура, № 21, 4.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Капнист туда и обратно, Елена Груева, Time Out Москва, 10.04.2009
Обратно «Эрмитаж», Мария Седых, Итоги № 14, 23.03.2009
Спектакль «Капнист туда и обратно», ТВ Канал Культура, 21.03.2009
В театре «Эрмитаж» поставили Капниста, Вечерняя Москва, 20.03.2009