Эффектный маскарад

Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Искренним и пронзительным балетом Бориса Эйфмана «Чайка» завтра на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета завершится фестиваль лучших спектаклей российской национальной театральной премии «Золотая маска», прошедший под крылом"Театральной недели с «Белгазпромбанком». Любой фестиваль, а тем более театральный, — большая коммунальная квартира: утром у соседа яичница подгорит, вечером об этом уже всем известно… Так и на «Золотой маске» в Минске не обошлось без курьезов, недоразумений, открытий и, конечно же, сплетен, которые с наслаждением передавались театралами из уст в уста.

Рейтинг сплетен

Их было так много, что можно составить своеобразный шорт-лист. Попробуем… Вот самая «горячая» пятерка, на наш субъективный и ироничный взгляд.

1. Говорят, актеры Вахтанговского театра потребовали у администрации гостиницы «Юбилейная» включить отопление. В номерах стоял жуткий холод. Отопление действительно включили, но по просьбе ли артистов, или гастроли просто совпали с датой начала отопительного сезона, назначенной на 7 октября, неизвестно.

2. Московские гости 4 часа ждали наших рабочих сцены, которые должны были начать монтировать декорации к одному из спектаклей. Мелкий, но характерный для нашего театрального околотка курьез.

3. После первого акта спектакль «Дядя Ваня» покинул директор и художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии Валерий Анисенко, посчитав, что трактовка Туминаса — издевательство над Чеховым.

4. Организаторы «театральной недели» не аккредитовали на мероприятие ни одного журналиста: аккредитации на фестивале просто не было. Это, честно говоря, все равно что проводить чемпионат мира по футболу без мяча и ворот.

5. Людмила Максакова и Сергей Маковецкий проигнорировали общение с журналистами и отказали во всех эксклюзивах, о которых было договорено заранее, сославшись на плохое самочувствие. Актеров можно понять: до Минска «Дядю Ваню» показывали в Таллине и Риге. По официальной версии, в ночь перед спектаклем в Минске у Сергея Маковецкого была температура 40.

«Молодость моя — Белоруссия. ..»

Кроме естественных и понятных накладок, которые ни в коем случае не омрачили великолепных и ярких впечатлений, всем гостям было что вспомнить и рассказать о Беларуси. Главный режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин, представивший традиционный и неторопливый спектакль «Тайные записки тайного советника» с Михаилом Филипповым, вспомнил, как когда-то именно от белорусских коллег дождался поддержки, когда стоял вопрос о его праве на профессию: «Этого мне не забыть никогда, поэтому, когда только возникло такое предложение — поехать в Минск, не раздумывал ни минуты и своим минским коллегам благодарен до сих пор».

Председатель фестиваля «Золотая маска», народный артист России, лучший Раскольников киноэкрана Георгий Тараторкин искренне пожалел о том, что гастроли московских театров в Минске сегодня так редки и суетливы: «Не раз мы гастролировали в Минске и с Ленинградским театром юного зрителя, и с театром Моссовета. И если приезжали, то не с одним спектаклем, а с 10 — 12 названиями, и на протяжении месяца показывали их на двух площадках. И весь город этим жил».

 — Георгий Георгиевич, в вашем театре тоже идет «Дядя Ваня», но в постановке Андрея Кончаловского. Вы сравнивали для себя эти спектакли?

 — Вы знаете, я по натуре — сочинитель. Если я что-то вижу, меня это всегда провоцирует на создание своего мира. И благодарен любому спектаклю за то, что он меня на что-то провоцирует.

 — Почему сегодня в своем театре вы играете только 2 спектакля: «Не будите мадам» и «Серебряный век»? Неужели деятельность на посту председателя отнимает столько времени?

 — Вот вчера я играл 209-ю премьеру спектакля «Не будите мадам». Это не так часто бывает, когда спектакль приобретает такой недуг: сохраняет жизнь. Сегодня вечером уже уеду, а завтра буду играть 130-ю премьеру спектакля «Серебряный век» по пьесе удивительного, восхитительного драматурга Михаила Рощина, которого не стало в эти дни. Светлая ему память…

Почему только два спектакля? Жизнь любой постановки, так же как и жизнь человека, зависит от подлинности рождения. Если он рождался по-настоящему да еще со знаком единственности, тогда он - живой. На ненастоящее я не размениваюсь.


Дядюшкин сон

А за звезд Вахтанговского театра, не пришедших на пресс-конференцию, отдувался народный артист России Владимир Симонов — блестящий и неожиданный Серебряков из пьесы «Дядя Ваня», настоящий бриллиант спектакля, кажется, рискнувший ступить туда, где раньше не был.

 — Владимир Александрович, в прессе проходила информация, что в свое время некие актерские силы писали жалобу на Римаса Туминаса в российское министерство культуры, утверждая, что происходит «глумление над классиком». Министр культуры Александр Авдееев даже приходил к вам на репетиции, но никакой крамолы не нашел. Какую позицию занимали тогда вы?

 — У меня ничего не изменилось. По поводу «неких» сил. .. Они для меня так и остаются «некими». А мы работали. То, что при приходе нового человека или нового явления происходят какие-то эмоциональные волнения, вполне естественно. Вы сейчас спрашиваете о самой главной и важной вещи в истории нашего театра, и думаю, «некие» силы не стоят того, чтобы их в этой связи вообще вспоминать.

Сейчас мы делаем с Римасом Владимировичем уже третий спектакль — пьесу «Ветер шумит в тополях».

 — Вам приходится отказываться от съемок ради театра?

 — Сейчас вот отказался в пользу будущей работы, которая, не знаю, — получится или нет, но совесть моя как художника чиста.

 — В Вахтанговском много медийных молодых лиц: звезда фильма «Груз-200» Леонид Бичевин, вампирша из «Ночного дозора» Анна Дубровская… Они выдерживают заданную театром планку?

 — Хорошие актеры. В «Маскараде» у нас много молодежи. Я считаю, что им вообще очень повезло, Римас ведь еще не только режиссер, но и потрясающий педагог. Хорошо, что они попали к нему в таком юном возрасте…

Занавес

А мы будем надеяться, что «Золотая маска» останется вечно молодой и еще не однажды заглянет в Минске. Спасибо, друзья!

Оригинал материала


Другие ссылки

На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
Московский Театр Эрмитаж в Германии, сентябрь 2011, Фотоколлаж Е. Варченко, Youtube, 09.2011
Чехов — это я, Фотоколлаж с репетиций, Е. Дюрер, Youtube, 26.10.2010
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Эффектный маскарад, Валентин Пепеляев, «СБ-Беларусь Сегодня» — Культура, 9.10.2010
Поклонникам Мельпомены посвящается, Татьяна Ларина, Таганрог.SU, 15.09.2010
Вечер «Наш Чехов», Телеканал «Культура»: Новости культуры, 27.01.2010
150 лет со дня рождения Чехова, Григорий Заславский, Радио «Вести ФМ», 26.01.2010
Гражданин мира, Павел Басинский, «Российская газета» — Центральный выпуск № 5089 (10), 21.01.2010
«Чехов понятен каждому, особенно женатому», Елена Рыбакова, Журнал «Огонёк» № 2 (5112), 18.01.2010
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
«Скучная история» Театра «Эрмитаж». Михаил Левитин, Наталья Казьмина, Театральная афиша, 10.2009