Литературно-драматическая часть:

Сезон закончился. Да здравствует сезон!

Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012

Завершился наш 52-й сезон. Один театральный год всегда больше, чем год повседневной жизни каждого отдельного человека — хотя бы потому, что в театре нет «отдельных» людей. Наша жизнь, спрессованная в единое целое, оказалась такой насыщенной, что сегодня кажется, будто прошел не год, а два или три.

Первой новостью стало известие о том, что в связи с начавшейся реконструкцией Большой сцены многие спектакли будут играться не на родной и привычной площадке, а на сценах театра Мастерская Петра Фоменко и в Центре им. Вс. Мейерхольда. Некоторые спектакли («Ивонна, принцесса Бургундская» и «Снимок бога») были спешно переведены на Малую сцену нашего театра. С самого начала было понятно, что такая ситуация сопряжена со многими трудностями. Как и где репетировать? Как отнесутся хозяева упомянутых площадок пускай и к «прошенным», но все же гостям? Как донести до зрителя простую мысль: театр не закрывается, театр жил, жив и будет жить несмотря ни на что?

В начале сезона, с премьерой 2011 года «Меня убить хотели эти суки» театр принял участие в фестивале «Встречи в Одессе». Михаил Левитин впервые привез свой театр в родной город, и Одесский драматический театр радушно принял гостей. Бытует странное заблуждение, что одесский зритель привык к легкому и веселому жанру и не очень жалует серьезные постановки. На этот раз, стереотип не оправдался/не сработал — зрители, затаив дыхание, почти четыре часа следили за разворачивающимся на сцене противоборством историка Зыбина (Станислав Сухарев) и причудливой, алогичной, порой смешной, а порой и страшной государственной машины.

«Я потому не привозил сюда раньше своих спектаклей, что боялся. Боялся, что мои родные не узнают меня в моих спектаклях, решил оставаться для них милым, родным человеком. Оказалось, что у меня есть ответственность не только перед моей восьмилетней дочерью, но и перед городом Одессой. А теперь, увидев реакцию публики, я понял, что являюсь человеком, покорившим Одессу…».

Михаил Левитин

«Меня убить хотели эти суки». Зыбин — Станислав Сухарев. Фото Ивана Мурзина


Второй, не менее значимой для театра поездкой были гастроли в Баденвейлере (Германия), где 20 и 21 сентября театр показывал спектакль «Тайные записки тайного советника». Место было выбрано неслучайно. Баденвейлер — это тот самый немецкий курорт, куда Чехов летом 1904 года приехал поправлять своё здоровье, и где провёл последний месяц жизни, скончавшись 15 июля. Наш театр, уже побывавший на родине Чехова — в Таганроге, отдал дань памяти и «последнему» из чеховских мест, показав спектакль о любви, которая сильнее смерти.

Эти два спектакля стали знаковыми не только для зрителей, но и для исполнителя двух (а если быть совсем точным, то трех) ролей: Романа Львовича Штерна и Якова Абрамовича Неймана в спектакле по Домбровскому и Николая Степановича в постановке по Чехову. Многие критики писали о великолепной работе Народного артиста России Михаила Филиппова, который в этом году стал лауреатом Международной премии имени К. С. Станиславского с формулировкой «за роли последних лет». Мы вправе считать, что упомянутые спектакли внесли свой вклад в эту заслуженную награду, и, пользуясь случаем, рады еще раз поздравить давнего друга нашего театра и выдающегося артиста — Михаила Филиппова.

«Зная и любя Михаила Филиппова как крупного, значительного артиста, чье участие в спектакле родного ли Театра им. Вл. Маяковского, в спектаклях театра ли „Эрмитаж“ всегда становится гарантом большого успеха, я и предположить не могла, что здесь он раскроется в совершенно новых, непривычных своих чертах. Во-первых, мгновенные перевоплощения Филиппова из Штерна в Неймана и наоборот до такой степени виртуозны, что заставляют вспомнить лишь единственный пример — Аркадия Исааковича Райкина, у которого доли секунды уходили на то, чтобы предстать перед публикой в совершенно ином внутреннем обличии. Михаил Филиппов ведет труднейший по плотности текста диалог братьев так, что становится трудно дышать: ни одно слово, ни малейший жест, никакое мимическое движение не пропадают в этом стремительном, ошеломляющем ритме!..»

Наталья Старосельская

«Тайные записки тайного советника».
Николай Степанович — Михаил Филиппов.
Фото Ивана Мурзина


В первой половине сезона на телеканале «Культура» вышел новый авторский цикл передач Михаила Левитина «…и другие», где в уже привычном для зрителей формате художественный руководитель нашего театра рассказывал о судьбах замечательных театральных и литературных деятелей XX века, несправедливо забытых сегодня. Однако этим проект не завершается. Во второй половине сезона прошли записи новых передач третьего по счету цикла, получившего название «Счастливое поколение». В нем Михаил Левитин делится воспоминаниями о своей жизни и говорит о тех людях, которых ему посчастливилось встретить на своем пути. На телеэкраны эти передачи должны выйти в следующем сезоне.



Но в первой половине сезона помимо радостных событий случилось и большое горе. За два дня до печального юбилея (28 ноября исполнялось пять лет со дня смерти Любови Полищук) из жизни ушла заведующая литературно-драматической частью нашего театра Наталья Юрьевна Казьмина. Огромное количество соболезнующих писем и статей, появившихся в то время, словно преодолевали всю тяжесть момента, — многие так и не успели сказать самого важного об этом замечательном человеке и выразить свою искреннюю к ней любовь.

Наталья Юрьевна Казьмина
Фото Александра Ешанова


«Знание настоящего масштаба людей и процессов, дар интуиции и безошибочного, вовремя сказанного слова — из особых даров Наташи».

Марина Токарева

«Такая позиция — не над театром, а рядом с ним — и вела к тому, что люди театра считали ее своей; как правило, не обижались на критику и принимали ее советы. Собственно, и она была человеком театра, чувствующим его изнутри и умеющим увидеть извне. Оттого провожали ее наравне представители двух цехов, далеко не всегда дружественных, — практики и критики сцены. И горевали, что потеряли друга».

Татьяна Шах-Азизова


Но это была не единственная наша потеря. 18 февраля из жизни ушел замечательный артист, проработавший в нашем театре более 30 лет, — Владимир Валентинович Гусев. Зрители хорошо помнят его по спектаклям «Зойкина квартира», «Белая овца», «Суер-Выер» и многим другим. 
Светлая память ушедшим…




Владимир Валентинович Гусев
Фото Александра Краснова



* * *

Но жизнь в театре продолжалась. Сезон уже перевалил за половину и 11 февраля, в день рождения великого немецкого драматурга и писателя Бертольта Брехта, состоялась долгожданная премьера спектакля «Кураж», поставленная Михаилом Левитиным по пьесе «Мамаша Кураж и ее дети» в яркой и запоминающейся сценографии Гарри Гуммеля. Главную роль исполнила Дарья Белоусова. Это была первая премьера, выпущенная театром не на своей площадке. Однако, опасения оказались напрасными — наш театр приняли не просто как гостей, а как хороших и старых друзей, окружив вниманием создав условия для полноценных репетиций и показа спектаклей. Премьере предшествовала «Кураж-викторина», опубликованная на нашем сайте: ее победители получили бесплатные входные билеты на спектакль. А также видеомост Москва-Берлин, в рамках которого Михаил Левитин, Юрий Любимов и Михаил Швыдкой дискутировали на тему «Театр Брехта в Германии и в России: традиции и новаторство». В беседе приняли участие и немецкие специалисты по творчеству Брехта, один из которых — заведующий литчастью берлинского театра Фольксбюне Томас Мартин — позже прилетел в Москву, был на премьере и принял участие в круглом столе, прошедшем 11 февраля на Малой сцене нашего театра, темой которого стал вопрос «Кончилось ли время Брехта?». В этой дискуссии приняли участие ведущие специалисты по творчеству Брехта, философии, ученые, театроведы и критики.

Поклоны после спектакля «Кураж»
Фото Евгения Люлюкина



«Он — сплошная метафора. Этакое эксцентрическое — в левитинском духе! — батальное полотно».

Ирина Озерная о спектакле «Кураж»

«Выбрав сегодня из огромного драматургического классического наследия пьесу Бертольта Брехта, которую на протяжении полувека трактовали исключительно как страстное осуждение войны и тех, кто пытается нажиться на ней, Михаил Левитин увидел здесь иное: в каком-то смысле, мы оказались сегодня во времени, куда более страшном, чем война. Там — ты твердо знаешь, где враг, которого необходимо уничтожить. Здесь — выходя утром из дома в мирную городскую жизнь, ты не знаешь, вернешься ли вечером…»

Наталья Старосельская


Заключительной премьерой этого сезона стал спектакль «Аксенов, Довлатов, Двое» — небольшая камерная история, составленная из двух рассказов: «Победа» Василия Аксенова и «Солдаты на Невском» Сергея Довлатова. Давно выбрав для постановки рассказ Аксенова, Михаил Левитин долго не мог подобрать ему пару. Идея спектакля возникла еще в 1980 году, как раз перед отъездом Аксенова за рубеж. Но две части единого целого сложились только в этом сезоне. Два артиста — Сергей Олексяк и Станислав Сухарев — практически без изменения «оживляют» тексты рассказов, балансируя на грани между актерским исполнением и мастерством художественного слова.

Одним из самых ярких событий завершающегося сезона стало решение Михаила Левитина о наборе заочного режиссерско-актерского курса в РУТИ (ГИТИС) совместно с Михаилом Филипповым. Сейчас, когда вступительные испытания и отборочные туры в самом разгаре, еще рано подводить какие-либо итоги. Тем не менее, благодаря творческому содружеству этих уникальных людей, можно ожидать, что новый курс станет событием в театральной жизни столицы, а его выпускники в будущем скажут зрителям то самое новое слово о Театре и из Театра, которое мы так давно ждем. Планируется, что в следующем сезоне студенты курса начнут принимать активное участие в жизни театра. Чтобы в будущем стать не просто ассистентами, но и полноправными участниками ни на секунду не прекращающегося действия под названием «Московский театр „Эрмитаж“».

«Аксенов, Довлатов, Двое»
Гроссмейстер — Станислав Сухарев
Г. О. — Сергей Олексяк
Фото Ирины Параскевовой

* * *



В следующем году наших зрителей ждет сразу несколько премьер. Уже сейчас идут репетиции трех спектаклей, премьеры которых запланированы на следующий, 53-й сезон. Во-первых, к его началу готовится спектакль по пьесе знаменитого французского поэта, драматурга и прозаика Альфреда де Мюссе «Подсвечник», для постановки которого из Германии была специально приглашена Мира Эрцег — известный сербский режиссер, в последние годы проживающая и ставящая спектакли в ведущих театрах Европы. Вторым событием должен стать спектакль Михаила Левитина по пьесе Карло Гольдони «Честный авантюрист», раскрывающий на подмостках нашей сцены основы итальянской комедии и искрометную, полную юмора и противоборств закулисную жизнь театра.

Продолжая цикл «Театр русского рассказа», начатый спектаклем «Аксенов, Довлатов, Двое», Михаил Левитин на этот раз выбрал для новой постановки два рассказа: «Ида» Ивана Бунина и «Капитан Клюквин» Юрия Коваля. Традиции будут сохранены, и оживлять тексты замечательных авторов на сцене будут только два артиста.

В следующем сезоне найдется и место для «эксперимента». Именно так Михаил Левитин охарактеризовал готовящийся спектакль по собственной повести «Про то, как Вакса гуляла-гуляла, гуляла-гуляла…», опубликованной в журнале «Октябрь», в номере 12 за 2010 год. К премьере эта повесть должна выйти и в издательстве «Текст». Неожиданность этой постановки заключается в том, что все персонажи повести оживут на сцене в исполнении их же самих. 

Но самой ожидаемой премьерой следующего сезона станет спектакль Михаила Левитина по пьесе Уильяма Шекспира «Король Лир». Художественный руководитель театра не хочет раскрывать всех секретов будущей постановки, известно только, что художником станет Сергей Бархин, а главную роль исполнит Михаил Филиппов.

Наконец, помимо спектаклей, должно произойти еще одно важное событие. Мы планируем открыть новую, третью по счету, сцену — в помещении, которое до недавнего времени занимал ресторан «Парижская жизнь». Поскольку эта площадка существует автономно от основного здания, ремонт Большой сцены не может помешать ее работе. Театр возлагает на нее большие надежды, а Михаил Левитин решил дать ей название, придуманное им много лет назад для самого театра «Эрмитаж». Третья сцена будет называться «Школа клоунов театра „Эрмитаж“».

Дорогие зрители, до новых и уже скорых встреч в следующем сезоне!




Другие ссылки

«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
От детства, Дмитрий Хованский, Страстной бульвар, 10, № 2-162, 10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.1, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Сезон закончился. Да здравствует сезон!, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 25.06.2012
Кончилось ли время Брехта? Стенограмма дискуссии, Валерий Семеновский, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 20.02.2012