Мольер «Тартюф». В Школе клоунов

Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
Спектакль идет в филиале «Эрмитажа», в Школе клоунов. Поодаль от сцены и зрительских рядов висят портреты великих клоунов и надпись большими буквами: «Люди делятся на рыжих и белых. Иногда они меняются местами». Для постановки Алексея Левинского эта фраза могла бы стать эпиграфом. В ней все переменчиво, несмотря на раз и навсегда сложившиеся правила, четкие схемы и устоявшиеся сюжеты. Здесь ставится под сомнение даже однозначно отрицательная оценка заглавного героя хрестоматийной мольеровской пьесы. С одной стороны, Тартюф – подлый лицемер, достойный праведного осуждения. Но актер Евгений Кулаков играет святошу таким обходительным и обаятельным, что трудно не верить его речам. Только трезвый ум и стойкость характера помогут избежать обмана, тогда как почтенный глава семейства Оргон, принявший в свой дом чудесного гостя, от практицизма далек. Герой Станислава Сухарева – натура нервная, поэтическая, смятенная. А от талантливого гипнотизера Тартюфа так и веет спокойствием, и не заметишь, как отдашь последнее. Его чары настолько сильны, что даже благоверная супруга Оргона, Эльмира (Ольга Левитина), тает от запретной страсти, а скромница-дочка Марианна (Алена Коломина) всерьез подумывает об измене импульсивному жениху Валеру (Александр Андриевич). И только бойкая и расторопная служанка Дорина (Александра Володина-Фроленкова) изо всех сил старается разоблачить интригана.

Комедия вопреки расхожим представлениям о мольеровской кутерьме и путанице, разыгрывается неспешно, несуетно и негромко. Полутона, нюансы здесь зачастую важнее основного тона.

Декорации минимальны, зато часто меняются костюмы. В начале действие стилизовано под XVII век, но постепенно продвигается к нашему времени. В последней картине все одеты так, будто пришли на сцену с улицы. Театральность истории то и дело подчеркивается: к примеру, на поклонах между картинами актеры двигаются как марионетки. Но отстранение усиливает мораль: сколько бы ни проходило веков, взаимоотношения людей неизменны, хотя случается, что рыжие и белые меняются местами. Правда, нечасто, лишь иногда.

Режиссер А. Левинский. Сценография и костюмы А. Бубновой, Г. Скоморохова, Н. Чехович. 

Статья "Мольер «Тартюф». В Школе клоунов" взята с сайта "Театральной афиши": www.teatr.ru




Другие ссылки

Мольер «Тартюф». В Школе клоунов, Елена Губайдуллина, Театральная афиша, 04.2014
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011