Записки на полях трех программок

Резкая нежность

Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
В конце октября в московском театре Эрмитаж появился спектакль по Владимиру Маяковскому «О сущности любви». Мечта о Маяковском уже давно не давала покоя художественному руководителю театра Михаилу Левитину. Мечта реализована через тексты стихов, трагедию «Владимир Маяковский» и бесконечные протоколы по делу о самоубийстве поэта.
Пространство практически пустое: столы следователей, стулья, ослепительно яркий синий задник и две красные фигуры — одна стоит, другая спускает руки с потолка. Сцену как будто нарочно освободили от предметов, чтобы вместить «большого человека» Маяковского. Несмотря на то, что в спектакле нет героя Маяковского, он незримо присутствует на сцене — в резком красном силуэте, поднимающемся над всеми героями, в рубашке с галстуком-бабочкой на первом плане — именно ее пробила пуля, в чувствах и словах любимых женщин. 

Первая часть действия, в которой живут такие разные дамы (Лиля Брик — И. Богданова, Вероника Полонская — О. Левитина и Татьяна Яковлева — Е. Тенета) и два равнодушно-отстраненных следователя (Г. Храпунков и Ю. Амиго), — более выигрышная часть спектакля. Потом он часто производит впечатление разорванного на куски исписанного листа: вот можно прочитать строчку и даже восхититься слогом и мыслью, но где начало, где конец — порой неясно…
Сюжет ясен и стар, как мир: он любит ее, она не отвечает взаимностью. Но в спектакле возникает сложность: влюбленных героев семеро… Каждый представляет какую-то часть Поэта. Но ведущее положение отведено герою Владимира Шульги. Остальные молодые люди (М. Горский, А. Скворцов, С. Сухарев, Е. Кулаков, С. Олексяк, А. Ковальский) наравне с ним любят и ненавидят таинственную Незнакомку (А. Носатова). Она проходит по сцене, будто никого не замечая, стук ее каблучков уже давно стал смыслом их жизни. Они такие разные, у каждого — своя любовь и свой счет… Любимая ими женщина существует в параллельном пространстве, точек соприкосновения практически нет, однако они все равно чего-то ждут и за что-то упрекают.
В итоге спектакль и получился об этих непересекающихся прямых, о мучительной нежности и любви, которая становится еще горше от того, что ее невозможно разделить, о непонимании, которое может возникнуть даже при самом большом чувстве. Ведь в самом финале на сцене возникнут три постаревшие женщины. Несмотря на то, что время прошло, смысл их речей не изменился: они делят любовь Поэта, его стихи и слова. Но упускают главное — он любил каждую из них. Почему-то Маяковского становится жаль… Эти женщины чего-то недослышали, недопоняли и, может быть, недолюбили?

Другие ссылки

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Культура, 30.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006