В области сердца

В театре «Эрмитаж» разобрались в сущности любви

Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Известно, что первая постановка футуристической трагедии «Владимир Маяковский» вызвала настоящий скандал. В 1913 году публика хохотала и бесновалась, увидев на сцене какой-то эпатажный морок, вереницу немыслимых «чудищ», одно краше другого: Старика с черными сухими кошками, Человека с двумя поцелуями, Человека без уха и прочих. Особенно злорадное веселье вызвали почему-то женщины со «слезой», «слезинкой» и «слезищей», метавшие их под ноги поэту в знак сочувствия. Представление объявили «спектаклем душевнобольных», а самих актеров, среди которых был и Маяковский, — «людьми наглыми». Правда, наиболее проницательные критики разглядели за этим бедламом лирическую «монодраму», а в странных персонажах — «сны человеческой души, одинокой, забытой, затравленной». И все-таки надо признать: сто лет назад все это было непривычно.

Нынешняя публика на спектакле Михаила Левитина «О сущности любви» не удивляется уже ничему. За прошедшее столетие она видела в театре все — не только голых женщин, но и женщин с начисто содранной кожей, как говорил булгаковский Азазелло. Что уж говорить о ставших хрестоматийными персонажах Маяковского. «С кошками так с кошками» — и зрители внимательно разглядывают исступленного господина с землистым лицом и «ирокезом», у которого с пальто действительно свисает шкурка зеленоглазой черной кошки. «Без уха так без уха» — вместо него у актера марлевая повязка, как у обез-умевшего Ван Гога. «С поцелуями так с поцелуями» — и Арсений Ковальский сделает из монолога своего «неловкого человека», пораженного забытой лаской, пронзительный эксцентрический номер. Даже появление самого поэта вряд ли вызвало бы изумление в зале. Да хоть десяток! К счастью, у режиссера хватило вкуса не выводить на сцену ни одного. Монологи от автора на разрыв аорты читает Владимир Шульга. В общем, что и говорить, актеры левитинского театра владеют искусством эдакой азартной сценической эквилибристики, синтезом слова, ритма, пластики. А здесь еще прибавился и драматический вокал. Три песни на слова Маяковского и музыку Владимира Дашкевича в исполнении Ольги Левитиной, Кати Тенета и Ирины Богдановой прозвучали удивительно остро и исповедально. И все-таки проблема восприятия поэтики Маяковского в спектакле возникает. Почему? Трудно ответить однозначно. Может, дело в том, что открытая лирика и пафосность сегодня уже не зацепляют зрительный зал, а футуристическая образность выглядит просто наивной? Или причина в некоторой монотонности действия? Эксплуатации приема трагического балагана?.. Обидно, что режиссер, найдя поначалу современный подход к материалу, потом от него отказался. А ведь стержнем композиции должна была стать сама личность Маяковского, трагическая несовместимость со временем. Недаром, кроме пьесы, отрывков из поэм и любовной лирики, в действие введены реальные документы и мемуары о последних днях поэта и роковом выстреле. Казалось бы, это уже хорошо известно, на все лады давно перепето, а вот, поди ж ты, по-настоящему хватает за душу и запоминается. Вроде сцены в прологе. Тут два человекоподобных следователя с каменными задами и бесстрастными лицами в одинаковых серых костюмах скучными голосами зачитывают протоколы осмотра тела, свидетельские показания и донесения осведомителей. А на первом плане как неотменимый вещдок эпохи висит рубашка поэта с крошечным пулевым отверстием в области сердца. Тусклый электрический свет, кафкианский ужас происходящего, абсурдистский и безликий. ..

Другие ссылки

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Культура, 30.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006