Человеческая трагедия непонимания

Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Спектакль всегда опирается на драматургию. Ее качество обычно и определяет успех или неуспех.

Иногда это качество подтягивается талантом режиссера до нужного уровня. И зритель рад. Это состоялось?

В случае со спектаклем «О сущности любви» два указанных выше момента работают блестяще.

Двадцатый век делал бесконечные попытки вырваться из рутины повседневного, привычного жизнеустроения, искал новые пути, ломал законы, свергал порядки, а вся высвобождающаяся при этом энергия выплескивалась в души и умы поколений, порождая новые формы и приемы творчества.

Но довольно об этом, век двадцатый, не совсем благополучно, но минул, оставив все свои проблемы веку нынешнему, двадцать первому.

Все свободы хлынули разом. С этаким «водопадом возможностей» справиться ли российскому уму? А душа?

Чего же она хочет, ища в Интернете любви и взаимности? Читать старые книги, в которых романтические девы и идальго стоят в тени каштанов и поют песни о счастье? Со страниц выскакивают на конях бравые ребята со шпагами и, крича о победе, мчатся за подвесками? Под ивами девушки ждут любимых, или готовятся утопиться?

Поезда метро переполнены, автобусы атакуются уставшими, сонными людьми?

Заводы закрыты и обанкрочены фабрики, никто из сегодняшних молодых не варит сталь, не бьет кувалдой и не берет на себя повышенные соцобязательства. Все это осталось там, в прошлом. Отчего же в молодых такая страшная усталость? Словно мы из нашего прошлого вынесли всю тяжесть и возложили на их плечи. «Несите, — говорим, — и не ропщите. Смотрите, дорогие, как у нас ничего не получилось, учитесь?»

А они затыкают уши ритмической музыкой, и, глядя куда-то в себя, поверх наших сумок, спят?

А что в душе?

Ящик кормит мордобоем, перекошенными от боли и ненависти лицами, бицепсами и трицепсами, заполняющими весь периметр экрана, загорелым голым телом со стандартными размерами, стандартными улыбками и новыми способами разврата, все время изощряясь вовлечь в игру ?

Американские фильмы. Там конвейер. На штампованные фигурки режиссерам остается только наворачивать нужные сексапильные головки.

Барби? И снова, снова, снова Барби?

Наши не отстают. Канал «СТС» уже делает тоже самое.

А что в душе?

Пресса желтеет, а лучше б краснела, не в смысле коммунизма, а в смысле стыда? Снова кормит убийством и голым телом, а другие достижения отсутствуют. Клубничные журналы вынюхивают запахи зарождающихся скандалов. Репортаж без криминала, разбоя или «голубых» считается провальным материалом.

А что в душе?

Театр не отстает, кормит тем же самым, только за большие деньги?

Куда броситься?



И вдруг? О людях, о чувствах?

И вдруг — так все по-человечески?

Сколько скандального и необъяснимого ходило за ним, Маяковским, по пятам при жизни и после. Трио: Лиля — Ося — Володя? Уже одного этого хватило бы сегодняшнему дню, чтобы захлебнуться? А американская дочь Патриссия?

А на сцене «Эрмитажа» он, во всех своих ипостасях. От мальчишки до зрелого мужчины. РАЗЛЮБЛЕННЫЕ, так называет эти ипостаси Левитин. Словно сбежались со всей Земли пострадавшие по этому поводу и говорят его языком, его мыслями. И все вместе — это он. И все жаждут счастья, любви, тепла. Как все мы, сегодняшние, как все мы завтрашние?

И смотрим на НЕГО, через его творчество, его поэзию. 

ЕГО ПОЭЗИЯ. Какой необыкновенной, необъяснимой, разрушающей привычный ритм и стиль была она тогда, когда родилась! Такой и остается сегодня. Новые искания поэтов, художников никогда не обойдутся без тех символов действия, без поэзии движения?

И Михаил Левитин ставит поэзию-движение, чувство-движение. Для него важнее всего окунуть нас в процесс мечтаний души, поиска сути. А она, душа, ищет всегда и будет искать «доброго Бога», дарующего ответную любовь, понимание, счастье, смысл жить?

Достаточно ли «женской» отставки для того, чтобы нажать курок или накинуть петлю?..

Не поискать ли здесь политики? А душа? А что душа? Душа встретит маму, и мама все поймет?

Решение сцены с лампой, вспыхивающей при словах, обращенных к матери, к Богу, к любимым, великолепно и точно.

Бунтарь-Маяковский воплощен в образе Старика с черными кошками. Весь жизненный протест, всю боль и горечь разочарования можно ощутить в безнадежных репликах этого уставшего циника. А что же это за реплики? Чей же это текст, бьющий пронзительно в наши души? А это сам Маяковский, это его поэзия. 

Сумасшедший, наивный, страдающий?

Футурист, шагнувший в будущее, да так далеко, что и мы сегодня не можем себе позволить. Так откровенно, так бесстрашно.

Жил ли он в этом мире, или только коснулся его? Невольно задумываешься: а что для него реальность? Могла ли она вмешаться? Была ли та, одна единственная, решившая его жизнь в этот злополучный день? Или это была усталость от того, что ЕГО МИР не состыковался с ЖИЗНЬЮ?

Оправдывается его возлюбленная Полонская, рассказывает в общем-то банальную сцену все детальнее и детальнее? И в трактовке Михаила Левитина ее оправдание превращается в оправдание Маяковского. Надо отметить прекрасную игру актрисы Ольги Левитиной. Она искренне, прочувствованно, горько говорит о происшедшем?

Оправдывается и оправдывает поэта и Лиля Брик?

Оправдывается и оправдывает Яковлева?

Почему так происходит? Почему ни одна сторона не может завершить своего оправдания и обвинения?

Они так и остаются, каждая со свои вопросом: а разве не ей были посвящены все самые лучшие, последние стихи?

И каждая имеет аргумент «за», который тотчас рассыпается, при появлении двух других. 

Так кому же были посвящены все его стихи, была ли на самом деле та женщина? Именно поэтому Незнакомка, легко и громко стучащая каблучками, проходящая мимо — это некий рефрен спектакля?

Вопрос остается открытым. Хотя приходит в голову и то, что для любого поэта чувство не есть привязка к конкретному объекту. Это чувство вообще. Пойманное в сердце, живущее там и не дающее покоя?

Хочется отметить необыкновенную пластику спектакля, помогающую почувствовать неудержимость человеческих страстей и чувств.

Великолепен артист Евгений Кулаков, он то стар и жалок, то громаден и неистов, и каждый его жест — это поэзия, это текст, обретший плоть?

Все РАЗЛЮБЛЕННЫЕ, Михаил Горский, Арсений Ковальский, Сергей Олексяк, Александр Скворцов и Станислав Сухарев, блестяще передают и словом и телом каждый нюанс, каждое слово поэта. В каждом — собственное прочтение его ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ НЕПОНИМАНИЯ. 

Решен спектакль и просто, и необыкновенно (Художник Гарри Гуммель). Это реальные столы, и табуреты, за которыми сидят следователи. Это старый, видавший виды, чемодан. И все это на фоне двух красных фигур-теней Маяковского, фигуры, стоящей ногами на земле и фигуры, стоящей ногами на небе?

За этими фигурами и прячутся образы-ипостаси. Впервые выходящие на сцену после грузинской молитвы. И это начало всего, это рождение поэта, рождение его судьбы?

Хочется отметить и великолепное исполнение актрисами Левитиной, Богдановой и Тенета песен Дашкевича на стихи Маяковского: «Лошадь», «Послушайте» ?

Все это и многое другое, то, что лучше один раз увидеть, оставляет сильнейшее впечатление, пробуждает фантазию, тревожит душу. А самое главное — хочется приблизиться к своему кумиру юности — Маяковскому, к его стихам, еще и еще читать их и слушать.
СПАСИБО!

Другие ссылки

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Культура, 30.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006