Из Интернета — О спектакле по Маяковскому

Калейдоскоп мнений — не дожидаясь профессиональной критики

Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
genevyeva
Сейчас … хочется хотя бы немного выдохнуть — после спектакля задержка дыхания. .., столько получено со сцены — такая громада…, такая, не побоюсь этого слова, адекватность уровню самого поэта — такая великолепная по своей мощи визуализация его стихов, что хочется, вобрав, помолчать…. Но всё же не исключаю возможности попытаться написать что-то мало мальски точно выражающее все те мысли и чувства, что были взбудоражены и пронзительно переживались на спектакле (и после)…

Ekateryna Smoroda
Спасибо огромное за возможность быть на прогоне.
Так и хочется сказать: ну предупреждать же надо было, что ТАКОЕ будет!:) Такое точное, такое (извините за наглость) моё восприятие В. Маяковского! Я не ожидала, честно! А как пели! И не подозревала, что у Оли Ливитиной такие интонации могут быть. Умный, тонкий спектакль. Любовь и благодарность — это мои чувства всем вам.
Ох, не знаю как все выразить. Такую радость подарили) Весь мрак рабочей недели к нулю был сведен. Спасибо!

Максимова Наталья
Очень жалею, что не удалось побывать на прогонах «О сущности любви», уверена, что это было не менее захватывающе. Знаю, что они отличались от премьерного показа, который к счастью посмотреть удалось.Все понравилось очень-очень! Один из тех редких случаев (в жизни, но не в нашем театре) когда высокие ожидания полностью оправдываются и даже сверх того. Если и не говорить о потрясающем общем настроении, тончайшей атмосфере, которую удалось создать Левитину, хочется отдельно выделить очередные находки режиссера. Поразительные, точные, заставляющие широко раскрывать глаза от удивления и вновь спрашивать себя, и на что еще способен этот по-настоящему Живой Театр? Среди таких находок — игра в карты Разлюбленных героев,со звучащим рефреном слов Маяковского, и удивительная сцена с игрой в бильярд, танец Человека без уха и Человек, натягивающий поцелуй вместо калоши… и многое-многое другое, заслуживающее отдельного пристального внимания. 
Последнее время часто задавала себе вопрос, а почему именно Эрмитаж? Чем он так «цепляет»? Ответ как раз помогли получить Разлюбленные. Когда шесть человек воспринимаются единым организмом с единым дыханием, одним шагом на всех; организмом, абсолютно органичным в просторанстве сцены; когда понимаешь, что жизнь этого уже живого существа удалось сконструировать в себе, а затем спроецировать вовне одному человеку-режиссеру и при этом не потерять ни нотки от поэзии автора… это настоящее Волшебство! Оно как раз и тянет, и не отпускает нас, верных зрителей. Все — звук, свет, костюмы, минималистические декорации, потрясающая игра каждого из актеров, а главное дух — неразделимы, едины, удивительно точны. И все это и есть Эрмитаж.
Сегодня после окончания съемки Михаил Захарович поблагодарил нас, зрителей, и приглашал посещать другие спектакли театра. И мы конечно же непременно придем в самое ближайшее время. И в свою очередь хотим поблагодарить каждого, кто является частичкой Театра за Вашу правду и Вашу сказку! За все! Спасибо!

Veresk
Спектакль произвел на меня сильное и будоражащее впечатление. ..
не все еще улеглось, но именно поэтому спешу записать… все вперемешку — образы, мысли, и приемы — то, что зацепило…
…начало — следователи, затянуто и монотонно читается дело, свидетельницы любви и жизни, ложь в показаниях, делятся права на посвящения, пустой чемодан биографии. ..
и невольно приходит мысль: «как это скучно — формальные обстоятельства жизни, которая уже вся перетекла в стихи да в силуэт имени»…
Я, конечно, как женщина, этих «возлюбленных» понимаю, но… но… только одно: странно — любить поэта и не признавать, что поэзия не квитанция, ее не выписывают по одному факту и для одного пользователя… если Вам посвятили стихи, то это не значит, что Вы единственный источник его вдохновения)))) и вот, как «голубенькая рамочка» эти формальности окаймляют глыбу поэзии Маяковского…
Герои Трагедии Маяковского справились со своими ролями более чем блестяще — они сыграли за него… и выиграли!! в ядре спектакля нет, по сути, жесткой линии сюжета, ибо она и не нужна… так же, как в самой поэзии. .. логика стиха не в правильности построения предложения, не в логике, а в меткости образности и фонетики…
Поэтому чего уж там рассказывать подробности? идите и слушайте! идите и смотрите! что услышите, увидите и почувствуете — то все Ваше будет)))))

(?) «следователи» появились на сцене до начала спектакля и готовили свои рабочие места на глазах у публики, которая в это время готовила свои рабочие занимала свои зрительские места… к тому ж один из актеров сидит спиной к залу, что ставит зрителя в позицию «наблюдателя», а не потребителя с девизом «ну-с, махайте на меня, махайте, дайте мне бурю восторгов»
провокации на аплодисменты, конечно же были… правда, сейчас вряд ли кто этого избегает… впрочем, не знаю…
я дала себе слово не аплодировать вообще до конца спектакля… и не щелкать пальцами тоже)))) с поставленной задачей справилась, хотя очень трудно было удержаться несколько раз и особенно в конце, когда спектакль закончился логически, а зал молчал и не хлопал пока не начал гаснуть свет и не заиграла «хлопательная» музыка…
жестко ритмичная музыка в такие моменты мне не очень нравится потому, что мешает аплодировать взахлеб и усиливать аплодисменты признательности на персональные поклоны…
* сильно поразил персонаж Скворцова: самый далекий от представлений о Маяковском, персонаж начинает переход от рамочки Быта к ядру Поэзии. .. очень трудный момент сам по себе… начат с признания в физической ненависти в поэту и дальше стихами выворачивается в искреннее доказательство гениальности поэзии. ..
мне кажется, что это была самая трудная роль, суть которой — доказательство того, что любой, даже самый казалось бы далекий, от Маяковского человек, самый незаметный и пепельный персонаж, может найти в поэзии его свое… не знаю, так ли он задумывался авторами спектакля, но я его увидела так и за это благодарна)))
* старик с черными кошками Кулакова, конечно, по-любому не мог быть не замечен… меня же поразило, что можно соединить в одном два сильных классически образа из козинцевского Короля Лира — самого короля и его дурака… не знаю, случайное ли это совпадение, идущее от костюма к образу или… но… зацепило, да…
* вообще про оформление сцены и костюмы: все «ружья» уместны и все стреляют точно… от папироски до «алой тени летящего вниз», от подкинутой следователем гильзы, лампы-петли, вспыхивающей как живая…
даже если оччень захотеть, то придраться можно только к двум вещам: к игрушечной кошке, слишком игрушечно-большеголовой и потому не пугающей, а вызывающей неуместный смех при включении ее зеленых глаз и серый цвет плаща Незнакомки… впрочем, о последнем не знаю… может, так кто-то и задумывал, что бы в зрительном зале шепотом озвучили мою мысль «хе, блоковская незнакомка»…
* еще мне понравился рояль в кустах внутри зрительного зала… а ведь мы и на самом деле незаметно из свидетелей уголовного дела о смерти Маяковского, стали участниками его поэтических дел))))
* и вообще мне понравилось, что музыка так была идеально расставлена по своим местам, что ни разу не оторвалась от спектакля)))
если кто соберется еще раз, дайте знать — возможно, я к вам смогу присоединиться))))

Ирината
С ПРЕМЬЕРОЙ!!! С великолепной премьерой всех вас, дорогие и любимые наши «эрмитажные»…
Для того, чтобы написать что-то «складное» о спектакле, надо для начала провести бессонную ночь в радости и слезах… потому что ЭТО — больше, чем просто постановка. Это — содранная кожа и обнаженные нервы… И ваши, актерские; и наши, зрительские. ..
СПАСИБО ВАМ!
* * *
Ну, а поскольку стихов я не пишу — пусть несколько слов скажет сам Владимир Владимирович:
«Эй!
Человек,
землю саму
зови на вальс!
Возьми и небо заново вышей,
новые звёзды придумай и вставь,
чтоб, исступлённо царапая крыши,
в небо карабкались ДУШИ АРТИСТОВ.»

Женевьева je_anna
(После прогона) Спектакль увиденный после репетиций целиком неожиданно оказался потрясением. Неожиданно. Были предчувствия — что будет событием, было априори-доверие к режиссеру, но и внутренние смущенные сомнения — а смогут ли дотянуться… — до исключительности, до той огромной душевной жизни, до щемящего Щена, в конце концов. До беспредельной хрупкости его грубости. До явления — выраженного в стихах — с последней убедительностью.
Вспомнилось, как очень верно написал когда-то Пастернак: «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он неповинен».
Так вот — Левитин вернул ему жизнь. Многоточие. 
А вообще, после спектакля не хочется ничего обсуждать. Хочется говорить шёпотом, а всё больше осознанно молчать. То есть, сраженно. Настолько разительна его яркость. И все знакомые строки — как впервые.
А я вчера после спектакля приехала поздно и …так не смогла уснуть. Редкое состояние сухой сознательной ясности при полном отсутствии сна. Взяла том и стала читать — «Облако в штанах» и «Флейту-позвоночник». Читалось по-живому.
? Спасибо Вам огромное! У меня сейчас — после вчерашней премьеры (слишком переживала за любимых актёров и «своего» режиссёра — да, да и итак бывает :)) — совсем нет сил даже на пару действенных слов. Могу только читать — причём лишь исключительно тонкие, прочувствованные и желательно положительные отклики на спектакль:)) Потому что в моём понимании, если я хоть что-то понимаю ещё в мире театре ( а я театрал уже с приличным стажем:) — постановка Левитина на грани гениальности… — это именно не своё видение Маяковского, а попытаться побыть им и через ЭТО понять — тяжесть неимоверная, но он смог — или я ничего не понимаю и в стихах тоже.
Я предчувствую, что на этот спектакль приду ещё не один раз — и за цельностью, и за стойкостью и ради временами невероятной актёрской игры (была ведь и на репетициях, но не устаю удивляться — как, как! они делают это…) — и, быть может, ради только его стихов — столь великолепно визуализированных…
* к слову, глазастый кот — действительно не к месту :) — это как раз та метафора, которая будучи изображённой буквально, сильно упрощает глубины. И громкий звук пару раз мешал — подавлял сами стихи.

daisy_gorgeous
Очень верно — не хочется говорить после спектакля — хочется просто быть внутри всего этого, таким коконом… Потому что так сохраняется энергетика… Мне кажется я стала понимать свою маму, которая очень любит Маяковского…

nevesomost
The Love Essence (Hermitage Theatre)
В субботу ходила в Театр Эрмитаж на прогон «О сущности любви» — о Маяковском. Заворожённая, не могла отвести от сцены взгляд. Легко сбрасываю со счетов то, что меня там покоробило, и крепко говорю: понравилось. Хочу ещё раз сходить, но позже. Пускай начальное впечатление утрамбуется.
Радует внимание к Маяковскому-лирику. Отрадно то, что есть люди, которые стараются привлечь внимание к феномену Маяковского хотя бы следуя от противного: «Вы говорите, он - большевик-агитатор и ничего больше, а он вон он какой, глядите!» Огорчает, что забывают Маяковского-революционера; называют его революционность показной, а вот-де какой он был тонкий и ранимый. Маяковский был колоссален и трагичен; и ввиду колоссальности, вероятно, его никак не могут объять всего, высвечивают только одну какую-то его грань, и не дают ему засверкать. Маяковский и лирик, и большевик, и провокатор.
В этом спектакле — рвущаяся, ревущая душа лирика. В антракте великовозрастная чета восклицала: «Оказывается, мы его совсем не знали!..» Можно подумать, теперь узнали.
Я не хочу сказать, что знаю его и понимаю. Он и для меня, как и для прочих многих, чересчур велик. Я только прыгать пытаюсь, чтоб рукой хоть слегка к нему прикоснуться.
Ещё подумалось, что этот спектакль — монолог множества людей; там нет диалогов (100% в первой половине первого отделения). Задумка ли это режиссёра, или так получилось оттого, что весь сценарий соткан из цитат? В любом случае, это показательно: и вечно, и современно, и о поэте.
После спектакля шла по жёлтой листве во вдохновенном одиночестве, пронизываемая темнотой и шквальным ветром. Думала ли, что спустя сутки листва скомкается под острым прикосновением белого крошева?..

Лев
В спектакле многое получилось, сценография так точно на 10 баллов. Но Маяковский был максималист и судить спектакль надо по этим законам — или всё, или ничего. А значит, «маяковским» должно быть всё, от эпиграфа до финала. И эпиграф Тынянова и три старушки суетящиеся над гробом — это не по-маяковски, «покойный этого не любил».

Ilyha
спектакль очень необычный…
до сих пор не пойму как такое произведение можно было поставить, мне казалось это невозможным?!
понравилась игра свето-теней, музыка, сцена со стульями… еще я заметил очень для себя приятную вещь — в зале было больше половины молодежи, это здорово!!!!!
эмоций много, чтобы все осмыслить надо посмотреть еще раз! не меньше…
спасибо!!!!

Шляус
Такой Иру Богданову я ещё не видел. Ира, потрясающая работа! Я, может чё не то говорю, но мне кажется, что когда ты используешь голос в низких диапазонах, ты звучишь. У тебя появляется такая мощь, такая энергетика! (…) Но а то, что «мы все немного лошади» прозвучало, как ария, со сложнейшей музыкальной партитурой, исполненная музыкально и звуково удивительной потрясающей актрисой! И ещё, Ира, тебе обязательно надо сниматься в кино. Твоё лицо, необыкновенной красоты и обаяния, должна снимать пленка. Сценаристы и режиссеры должны писать для тебя сценария и снимать фильмы, потому что ты, сама по себе, явление в искусстве!

Шляус
Огромное спасибо за предпремьерную статью о «Маяковском». Всё-таки, очень важно знать, что именно было заложено режиссером в его постановке. Возможность услышать режиссера до премьеры, это просто подарок для зрителя. Невольно начинаешь себя ощущать сооучастником всего замысла.

m-lle Katerina
С другой стороны, МЗ предвосхитил какие-то моменты. Теперь, если вдруг я захочу написать отзыв, я буду думать — а что я увидела? а не повторяю ли я то, что уже сказал МЗ? а как же мое собственное открытие?
Так что больше не перечитываю, хотя первый раз прочла запоем, не в силах оторваться

Huxley
Cпасибо за публикацию беседы. Мне очень интересно и важно знать мысли-замыслы режиссера. Прояснилось кое что.

Отклик в пересказе
Все-таки это пролетарский поэт. Ждали, что будет повеселее.

neco_tian
Когда я прочла «начинаются прогоны Маяковского» — у меня «по хорошему» затряслись руки.
«По хорошему» — это когда долго-долго ищешь любимую книгу и наконец то находишь, это как нарядная коробка с кучей лент и ожиданием «вот-вот» сюрприза, как встреча с человеком которой ждешь с радостью и нетерпением.
Фигура Владимира Маяковского для меня это три в одном перечисленного. В субботу я попала на прогон нового спектакля Театра «Эрмитаж» О сущности любви М. Левитин по В. Маяковскому. Это РОСКОШЬ. 
Михаилу Захаровичу удалось через сложнейшие произведения (трагедия «Владимир Маяковский», «Про ЭТО», «Облако в штанах», лирики и биографических и иных данных) оживить фигуру Человека и Поэта.
Не бронзового колоса на одноименной площади, а сложного, истеричного, крайне одинокого человека, с выраженными фобиями и маниями, обладателя громадного пожирающего окружающих и себя таланта. Человека который хотел любить и быть любимым, отчаянно, на грани безумия и крика.
Фигура и талант настолько громадный и выходящий за рамки, что любимые и любящие женщины превращаются в тени, незначимые «проходные» сюжетные линии. Вообще, очень сложно говорить о том, была бы в его жизни женщина, ему ровной в бровь, которая пришла бы, встала рядом и осталась в его жизни. Наверное только Лилия Юрьевна Брик понимала, ЧТО и КТО перед ней, что это талант космический вбирающий в себя чужие вселенные и не оставляющий ничего, кроме пыли. Одно но, ЛЮБ не любила Маяковского и поэтому (мне кажется) могла быть с ним рядом, либо давать ему быть с ней/с ними рядом. А ведь ему нужен был просто СВОЙ дом и СВОИ близкие люди.
В спектакле нет «краснокожих паспортин», спектакль О ЛЮБВИ, О ЛЮБИМЫХ И РАЗЛЮБЛЕННЫХ. 
Он не комфортен, Вы не сможете шуршать шоколадкой и поглощать вливаемую в Вас сладкую жижу.
Местами он взрывает мозг, впрочем, поэзия Маяковского делает то же самое.
Спектакль как я говорила роскошен, актеры живут и дышат стихами.
Я хочу что бы ЭТО ЖИЛО! Для этого и не только надо идти в «Эрмитаж» 29 ноября (премьера) и дальше по расписанию:).
Если Вы сможете перед просмотром прочесть лирику это здорово, если вы ПОСЛЕ спектакля прочтете Маяковского, это то что требовалось.

regina
С ПРЕМЬЕРОЙ!!! Всем, всем!!!
Поздравления с премьерой!
Поздравления со счастьем!
…и в надежде, что увидевшие не поскупятся на рассказ:))

gul_yama
потрясший до глубины души спектакль по Маяковскому.

savochek
сегодня был театр, и спектакль про Маяковского — немного тяжелый и не совсем ясный, но заставивший задуматься и давший повод для бесед.

Kateryna
Маяковский!!! Спасибо огромное за ВАШУ РАБОТУ. ВЫ такие умницы! Так все правильно чувствуете! Никогда я еще не любила ВАС и театр Эрмитаж так сильно как после этого спектакля. Просто взрыв! Благодарность переполняет. Желаю ВАМ всего самого хорошего и светлого.

Другие ссылки

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Культура, 30.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006