Маяковский возвращается на театральные подмостки

Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
29 октября в театре «Эрмитаж» состоится премьера спектакля «О сущности любви», в подзаголовке которого значится: «М. Левитин по В. Маяковскому». О новой постановке говорим с художественным руководителем театра «Эрмитаж», режиссером, писателем, народным артистом России Михаилом Левитиным.

 — Почему такое название, почему нет какой-нибудь строчки из Маяковского.

ЛЕВИТИН: Нет, это строчка из стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». Это строчка, вырванная из заглавия одного из стихотворений. Спектакль так и называется «О сущности любви». Спектакль по Владимиру Маяковскому.

 — Почему Маяковский сегодня, это ведь не очень современно?

ЛЕВИТИН: Думаю, что это самое современное, что может быть и сегодня, и всегда. Это не общие слова. Возвращение Маяковского было необходимо. Как всегда, повод случаен. Предложил Туринский фестиваль поставить Маяковского. А я всю жизнь хотел его поставить. Даже в школе когда-то делал композиции «Про это», где соединял Маяковского и Пушкина. Это моя тема, это мой человек, дорогой мне. Это вечная несправедливость живущих людей после ушедшего не просто большого или великого поэта, а единственного поэта любовной темы в 20 веке. Все остальные лирики изумительны, но любовная тема — это его вотчина, его сущность. Он весь там. Я придумал композицию, где в основе — трагедия «Владимир Маяковский», немножечко «Облако в штанах», немножко «Флейта-позвоночник» и немножечко очень нужного нашему сегодняшнему зрителю криминала. То есть истории вокруг этого самоубийства. Это есть в начале спектакля. А потом мы переходим непосредственно к самой любви.

 — То есть основной материал — это стихи?

ЛЕВИТИН: Как сказано, в программке, группа разлюбленных, группа возлюбленных и другие персонажи. О любви Маяковского. О его понимании этого чувства говорить сложно и просто не хочется, потому что выдержать его любовь трудно. Он обращается к чему-то загнанному вглубь нас.

 — А как сегодня молодые актеры читают стихи? Насколько этого сегодня устраивает вас как режиссера и как человека, который очень хорошо понимает и чувствует поэзию?

ЛЕВИТИН: Для меня его поэзия — это запись поведения человека. Это способ читать Маяковского, который я предложил им. Они этим заняты полностью. У меня за многие годы впервые нет претензий к артистам, когда они без меня. Я понимаю, что перспективы большие в работе у каждого из них, так как Маяковского в спектакле нет. Но я в то же время понимаю, что они погружены полностью. Мы ведем с ним диалог напрямую. Хорошо, что он вернется, тот ранний Маяковский. 

 — Я вас спросила именно о способе чтения стихов, потому что у Маяковского пауз очень много. Если оправдывать каждую паузу буквально?

ЛЕВИТИН: Чтобы произнести фразу, нужно иметь на это право. Это единственное, что я знаю. У Маяковского это так. Произнести фразу по инерции, сидя на спине…
 — Только выдерживая ритм?

ЛЕВИТИН: Выдерживая ритм, но только с мотивациями, абсолютными мотивациями, которыми полна его поэзия. Я настойчиво предлагаю, и уверен в правильности, читать так, как написано. Если строкой является одно слово, уделить внимание этому одному слову. Если два слова, произнести два слова как одно. Если три — произнести их как одно. Эта его так называемая разбивка, его нотные строки, они абсолютно являются заданием для точнейшего исполнения. 

Полную версию программы слушайте в аудиофайле на странице ttp://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=26555&cid=

Другие ссылки

Маяковский как образец фальсификации, Алексей Семенов, Городская газета. Псков. № 51 (231). 16-22.12.2008, 16.12.2008
Режиссер из Черноморска, Юлия Ларина, Огонек, 15.01.2007
Записки на полях трех программок, Наталья Сажина, Империя света, 10.01.2007
Маяковский, любовь и немного пустоты, Григорий Аросев, Страстной бульвар, 1.01.2007
О сущности любви, Вера Павлова, TimeOut Москва, 11.12.2006
Не виноватая я, он сам пришел!, Наталия Каминская, Культура, 30.11.2006
Переборщили с любовью, Евгения Шмелева, Новые известия, 28.11.2006
Половой вопрос всегда ребром, Константин Рылёв, Новая газета, 20.11.2006
«Маяковского я хотел ставить всю жизнь», Ирина Волкова, Газета Культура, 16.11.2006
В области сердца, Елена Сизенко, Итоги, 13.11.2006
Михаил ЛЕВИТИН в эфире Радио «Культура», Марина Багдасарян, Радио Культура, рубрика ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, 10.11.2006
Владимир Владимирович и черный пиар, Юлия Черникова, Утро.Ру, 9.11.2006
Маяковский как стиль любви: премьера театра «Эрмитаж», Анастасия Томская, Газета «Труд», 7.11.2006
Из Интернета — О спектакле по Маяковскому, Интернет, живые журналы, сайт театра, 31.10.2006
О сущности любви, Weekend.ru, 29.10.2006
Человеческая трагедия непонимания, Алла Зусман, Для сайта театра «Эрмитаж», 27.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, Радио МАЯК FM, 26.10.2006
Маяковский возвращается на театральные подмостки, Марина Перелешина, МАЯК FM «Культурный ответ», 26.10.2006
Сегодня на «Худсовете», Телеканал Культура, 24.10.2006
Маяковского я хотел ставить всю жизнь..., Михаил Левитин, Специально для сайта театра Эрмитаж, 1.10.2006
Маяковский, Гофман, Ким..., Анна Гордеева, Время новостей, 16.08.2006