ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО

Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
«Моя тень» (модифицированная «Тень» Евгения Шварца) театра «Эрмитаж», первая премьера столичного театрального сезона, продолжила тенденцию последних лет – демонстрацию актерских свершений. 

Когда в полнокровных или схематичных режиссерских построениях сверкает не только техническая оснащенность исполнителей, но бьется живое чувство. В целом ряде театров, в несхожих жанрах, назло невеждам-чиновникам из Департамента культуры на первый план выходит, как и положено на русской сцене, Его Величество Артист.

Героем на сей раз стал приглашенный из Молодежного театра Евгений Редько, сыгравший сразу две роли – Ученого и его Тени, добравшейся до верховной власти в сказочном королевстве. Идея позвать артиста со стороны делает честь постановщику Михаилу Левитину, поскольку у автора главный персонаж – чужак. И труппа, воспитанная в одной театральной вере, встречается с актером, отличие которого читается чуть ли не на молекулярном уровне. Это важно, поскольку Ученый, заезжий историк, полагает, что не имеет права вмешиваться во внутренние дела маленькой страны, и только силою обстоятельств втянут в интригу, где ему приходится занять центральное место. А его Тень, покинув хозяина, становится первым лицом государства.

Евгений Редько возвращает первоначальный смысл понятию сценического перевоплощения. Скромняга Ученый, чья осанка полна достоинства, и его соперник – какая-то ожившая слякоть. Словно два полюса, между которыми не может быть притяжения, крайние ступени на лестнице развития: благородный рыцарь и бескостный урод. Диалоги Ученого и его Тени – с мгновенным перелетом из образа в образ, – почти безукоризненны, но все же здесь проглядывает техника, пусть и виртуозная. У Ученого, при внешнем спокойствии, ощутима бушующая страстность – и вправду веришь, что он способен не только лелеять грандиозную мечту о всеобщем счастье, но упорно осуществлять свою идею. Все испытания, что выпадают на его долю, делают его мудрее, заставляют строже относиться к окружающим и жестче к самому себе, но не способны поколебать человека чести.

Его антагонист, который сделал потрясающую карьеру, суетлив – при всех стараниях выглядеть благополучным, успешным, властным. Человек-Тень на диво жалок, ему даже можно посочувствовать как существу, обойденному судьбой. Нарастание бессилия при лоске внешней респектабельности прослежено артистом тщательно и подано броско. Застывая от ужаса и в упоении от собственной дерзости, помощник старшего лакея (первая должность Тени при дворе), извиваясь, как придавленный червяк, вползает (буквально по полу) в диалог министров. Это его шанс, он должен его поймать, чего бы ни стоило. Чем больше хочется Тени доказать свою значимость – любым способом жениться на принцессе, стать королем, уничтожить (или милостиво простить) бывшего хозяина, чем вальяжнее его повадки, тем очевидней ничтожность авантюриста.

Две полноценные роли, обе мастерски разобранные и вкусно сработанные. Каждая сделала бы честь исполнителю, а уж когда сыграны в одном спектакле, остается только завидовать театрам, где работает Евгений Редько. И радоваться за актеров «Эрмитажа», которые приняли его в команду и сами вступили в творческое состязание. На мой вкус, наиболее точны – гротескны, но и человечны – персонажи у Ирины Богдановой (безвольной, но обольстительной в своей женской слабости певицы Юлии Джули) и Дениса Назаренко (несокрушимый в самодовольстве и цинизме Министр финансов). На подходе к желаемым образам (ведь только первые показы сложного и, увы, долгого спектакля) многие – от замкнутого Доктора у Бориса Романова до томной Спящей красавицы Маины Чижевской. Но все занятые (на поклоны выходит человек 30) сочетают театральность действующих лиц и жизненность типов. В «Моей тени» сценограф Тимофей Рябушинский освободил сцену, подав актера крупным планом. И все исполнители, что появляются за полупрозрачным занавесом, а подчас и стремительной вереницей вырываются на авансцену, – не массовка, но масса, на улице, на пляже или во дворце. Каждого признаешь лично виденным или знакомым. В данном случае мастерство, открывающее море ассоциаций с действительностью. И не стандартные фразы из блогов, но отточенные мастером афоризмы: «Зачем воскрешать хорошего человека? – Чтобы плохой мог жить». И тогда ясно изменение, внесенное постановщиком в название: «Моя тень» обращена к тем, кто понимает искусство сцены и правду современности.


Оригинал статьи


Другие ссылки

Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013