Чертово время

Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Диссидентские спектакли возвращаются — новые времена вдохнули вторую жизнь в эстетское инакомыслие Михаила Левитина и горькую сатиру Евгения Шварца.

Худрук и главный режиссер театра «Эрмитаж», известный театральной Москве как автор блестящих инсценировок и идеолог непримиримого гротеска, а также абсолютный карбонари по духу, пустых и бессмысленных спектаклей не ставил никогда. Но на сей раз, вопреки себе не вмешавшись в безупречный текст шварцевской «Тени», создал такую злободневную и почти что революционную постановку, каких притихшая театральная обыденность не видела, наверное, с застойных времен.

Впервые сказку Шварца для взрослых поставил в своем Театре комедии Николай Акимов, аж в 1940 году. Прошло 70 с лишком лет, а обстановочка не только не изменилась, но, представьте, усугубилась. Так что Михаилу Левитину не составило никакого труда сделать персонажей узнаваемыми, а ситуацию — остро современной. Ученого, потерявшего свою Тень, и Тень, третирующую Ученого, сыграл новый для «Эрмитажа», но прекрасно знакомый публике РАМТа, Евгений Редько, чей приход в театр именно на эту роль оказался невероятной удачей. Сыгранная до верхнего ля труппа Левитина, много лет испытывающая на себе подавляющую силу личности и таланта своего худрука, составила великолепную — и совершенно по Шварцу — оппозицию новичку. Редько, впрочем, пришлось усвоить и местную, гротескную, чуть вычурную манеру — для образа Тени, что вполне ему удалось. По ту сторону тонкого, изящного, взнервленного Ученого оказалось его собственное отвратительно искривленное альтер-эго, а также целый цирк разнокалиберных уродцев — людоедов, чиновников, вульгарных женщин. Их живые человеческие образы почти неузнаваемы за гримасами, причудливыми движениями и искаженными голосами, что, с одной стороны, развлекает публику, ибо сделано с юмором, а с другой — должно бы ее ужаснуть. В кривом зеркале сцены Левитин отразил и зрительный зал, и всю порядком доставшую его действительность за стенами театра.

Что такое чиновничий беспредел и санкционированная воля пустого царька, которой не в состоянии противостоять умный, талантливый, но не причастный к власти человек, Михаил Левитин знает не понаслышке. Именно поэтому свою премьеру он играет не на сцене родного театра в саду «Эрмитаж», а в гостях у «Мастерской Петра Фоменко». Признанное аварийным здание левитинского театра дожидается ремонта в полузакрытом состоянии уже третий год, причем труппа ежечасно рискует быть изгнанной на неопределенный срок. Старинный белостенный особняк в очаровательном московском парке — слишком сладкий кусок пирога, чтобы его жильцы могли чувствовать себя спокойно. И стоит ли говорить, что многотрудное общение с инстанциями по этому вопросу не вселило в Левитина ни жизнелюбия, ни веры в человечество. И даже если до жилищного вопроса одного отдельно взятого театра вам нет никакого дела, то в спектакле «Тень» затронуты более широкие проблему и более высокие сферы, которые никого не оставят равнодушным. Не могут оставить.

А чтобы публика не задохнулась от отвращения (а может быть, именно для того, чтобы ощутила его острее), в спектакле появился не предусмотренный Шварцем персонаж — покойный король Людовик IX Мечтательный (Геннадий Храпунков) в трогательном ночном колпаке, являющийся на сцене под звуки такого дорого гостеприимной «Мастерской» голоса Петра Фоменко, ушедшего из жизни год назад. Звучит запись размеренной и пронизанной теплой печалью песенки о многострадальном портном Рафалэке, который несмотря ни на что «верил, что счастье будет». Самому Левитину этой веры не хватает, его спектакли желчны и горьки. Но на сей раз, отдавая дань своему другу и коллеге по режиссерскому цеху, он осенил спектакль мечтой Рафалэка. А впрочем, и остался верен себе — в программку спектакля вложено язвительное стихотворение Луи Арагона про «чертовое время» — образца 1941 года.

Чьими глазами вы будете смотреть в будущее, решайте сами, а вот с настоящим дело плохо, как ни меняй угол зрения. Если у вас есть в этом хоть какие-то сомнения, немедленно ступайте в театр!


Оригинал статьи

Другие ссылки

Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
«Моя тень», репортаж о предпремьерном показе, Новости культуры, Телеканал Культура, 21.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013