«Лир. Король» У. Шекспира в театре «Эрмитаж» На сцене «Мастерской Фоменко», реж. Михаил Левитин

Вячеслав Шадронов, Живой журнал, _arlekin_, 23.08.2014
Уже третий спектакль Левитин делает с Михаилом Филипповым и в значительной мере «на» Филиппова, но в «Короле Лире» выбор исполнителя еще более значим, чем в инсценировках Чехова и Домбровского. Это, впрочем, касается роли не только Лира, но и Корделии, которая в «Лире. Короле» — девочка-подросток, сыгранная юной актрисой Валентиной Ляпиной и так же, как мальчик-подросток Лука в «На дне» Котта (такие вот неожиданные параллели возникают), возраст Корделии на сцене принципиален. Показать дочерей Лира маленькими девочками — такого в театре только русскоязычном и только в обозримом прошлом бывало сколько угодно (от версии с Михаилом Козаковым в театре Моссовета до, прости, Господи, прохановской «Лиромании» с Герчаковым в Театре Луны), но Левитин не ограничивается демонстрацией сестер в юности, чтоб потом вывести взрослых актрис в полноценных ролях, у него Корделия так и не вырастает. Корделия почти лишена реплик, предписанных ей по пьесе, зато она озвучивает, по-русски и по-английски, перебивки-«титры», которые сама же показывает на изнанке половика, лицевая сторона которого занята картой королевства; и она же «дублирует» с английского шута-тромбониста, таким образом на протяжении практически всего представления, кроме некоторых эпизодов второго акта, не удаляясь за кулисы. И пространство Сергея Бархина оформлено под детскую, игровую комнату, в зелено-красном колорите, с желтыми креслом и ширмой, синей боксерской грушей. В драматургии же действа концептуально наличие обыгранных «коверными» (в «основной» пьесе они выступают за Глостера и Кента) цитат из Л. Н. Толстого, отзывавшегося о Шекспире и особенно о «Короле Лире» как о чем-то далеком от искусства, вызывающем лишь «отвращение, скуку, недоумение». Толстовские инвективы задают тон спектаклю — Левитин выстраивает его не то чтоб в полемике с Толстым, а на контрапункте: в самом деле — ведь герои «Короля Лира» поступают нелепо, нелогично, совершают необъяснимые и попросту не нужные поступки, отменяет ли это подразумевающуюся по умолчанию, освященную веками необходимость им сочувствовать, позволяет ли взглянуть на фигуру того же Лира критически? Лир-Филиппов в пиджаке и с тросточкой, французский король, разряженный как опереточный птицелов, гротескные старшие сестры (Дарья Белоусова и Ирина Богданова), их мужья в латах, похожие на железных дровосеков, «кордебалет» из четырех «овечек», наконец, сводные братья Эдгар и Эдмунд в гриме кабуки, с нунчаками, несущие японскую тарабарщину типа «акирокуросава» (но, кстати, Куросава и впрямь экранизировал «Короля Лира», перенеся его сюжет в фильме «Ран» на японскую почву) — это все в подчеркнуто игровом контексте не вызывает вопросов и работает на режиссерский замысел каждой мелочью, вплоть до того, что Регана издевательски играет с ослепленным Глостером в «жмурки». Вопрос у меня остался по поводу того, зачем режиссер все-таки очень долго до определенного момента последовательно, пусть и не в полном объеме, «пересказывает» хрестоматийную пьесу. Все равно его интересует не шекспировский сюжет в целом, а, с одной стороны, характер героя и взаимоотношения Лира с Корделией, с другой — художественный контекст, причем максимально широкий, вбирающий в себя какие угодно, способные показаться случайными элементы. В таком случае изложение событий пьесы выглядит необязательным, тем более, что ближе к финалу Левитин отказывается от него, прекрасно обходясь (и спектакль ничего не теряет) без отравления, поединка и т.п., а Лира с Корделией помещая в совсем уже ирреальное пространство, где смерти нет.

Оригинал статьи




Другие ссылки

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
«Лир. Король» У. Шекспира в театре «Эрмитаж» На сцене «Мастерской Фоменко», реж. Михаил Левитин, Вячеслав Шадронов, Живой журнал, _arlekin_, 23.08.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014