Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем

Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Элиас Файнгерш человек необыкновенный.

Родился он в Москве и прямо в школе начал играть на тромбоне. Кажется, пришел однажды и просто начал играть. Так до сих пор и играет, вот и вся биография. Только он необыкновенный человек.

После школы были училище при Московской консерватории, консерватория в городе Мальме (Швеция), Джульярдская школа и Манхэттенская школа музыки в Нью-Йорке, аспирантура Йельского университета. Учеба в аспирантуре едва не завершилась трагедией, то есть собственно диссертацией, которая с легкостью той музыки, которую он исполнял и творил, могла бы сделать из него – страшно подумать – теоретика. Но, по его собственным словам, это ему «быстро наскучило». Он вернулся обратно в Швецию, где стал работать с театром.

С этого момента началась его сольная карьера. Он играл для всех королей и королев Европы, многих глав правительств и президентов, в том числе США и России, участвовал в десятках музыкальных фестивалей. Сейчас он дает многочисленные концерты по всему миру, выступая в таких залах, как Королевская Датская Опера (Копенгаген), Алис Тали Холл (Нью-Йорк), Зал Конгрессов (Рига), Зал Филармонии (Стокгольм), Джаз-Глобус (Иерусалим).

Но где же театр? Дело в том, что стандартное выражение вроде «отдельное место в его жизни занимает театр» – не про него. Никакого «отдельного места» просто нет, каждое его выступление – уже Театр. Неважно на какой площадке звучит его музыка, будь то Королевская Опера, сцена того или иного театра или небольшое арткафе, – в результате рождается спектакль. Это может быть один из его сольных проектов, как например «Гамлет: драма для тромбона с оркестром», «Сон Ромео», «Гадкий утенок», «Саундтрек мой жизни». Или же часть большего спектакля, в котором он – часто не просто композитор, автор музыки, но еще и исполнитель.

Михаил Левитин пригласил Элиаса Файнгерша принять участие в готовящейся премьере нашего театра – спектакле «Лир король» по пьесе Уильяма Шекспира. Предложил написать музыку и исполнить роль Шута.

Д. Х.  С чего началась ваша совместная работа с Михаилом Захаровичем?

Э. Ф.  У нас есть общая знакомая. Она очень хорошо знакома с творчеством Михаила Захаровича и очень хорошо – с моим. У нее есть чутье на какие-то вещи. Она так и сказала: «Я считаю, что вы должны работать вместе». Так посчитала она.

Потом когда-то я играл в Москве в одном клубе. Мы пригласили туда Михаила Захаровича, он посмотрел то, что я делаю, потом посмотрел видео моих проектов, и ему понравилось. Он предложил мне эту работу.

Д. Х.  А первое чувство какое было? «Король Лир» – это что-то неподъемное и ответственное? Загадочный Шут…

Э. Ф.  Нет, первое чувство – огромное удовольствие. Я работаю в театре очень давно. В разных театрах. И, по большому счету, мне хорошо знаком такой подход (не именно такой, конечно, скорее сама идея). Не так, как обычно: композитор написал симфоническое полотно, потом вышел струнный квартет и его сыграл. Такое у меня тоже было, но, как правило, все происходит «в живую», с моим непосредственным участием. То есть я на сцене что-то делаю. Идея того, что Шут – это музыкант, мне очень понравилась, она очень хорошо ложится на пьесу. И вот, сейчас я здесь.

Д. Х.  Спектакль никогда не равен пьесе. Если судить по идущим репетициям, что вы добавили к вашему собственному Шекспиру и к вашему «Королю Лиру»?

Э. Ф.  Сказать вам честно, я ловлю себя на мысли, что только сейчас начинаю понимать, о чем эта пьеса написана. Она мне всегда очень нравилась, но когда я ее читал, все время смотрел на происходящее со стороны Лира, все время его глазами. Лир все время мне казался престарелым Гамлетом. Гамлет – умный человек, он прекрасно знает все правила игры, но никак не может решиться на что-то, не может «оступиться» ни в одну, ни в другую сторону. При всем его уме и сознании. Так вот, мне кажется, что Лир – это тот же человек, просто в возрасте, со всеми особенностями, присущими возрасту. Лично для меня он всегда был таким. А тут не только он, но и все остальные вдруг стали выпуклыми, и я начинаю понимать, что ими движет. Почему дочери так себя ведут. Я знаю, что та же Гонерилья хочет урвать свой кусок земель, но на деле она же себе это как-то оправдывает, она же права в своих собственных глазах. И мне интересно это ее личное оправдание. То же самое и с братьями Эдмундом и Эдгаром. В спектакле не просто выбирается какая-то одна линия. Во всяком случае, здесь она сама по себе очень широкая.

Д. Х.  И как вам работается? С Михаилом Захаровичем, с нашими актерами…

Э. Ф.  Очень нравится сам процесс. В каждом театре он свой. Я не из тех, кто ходит, копит что-то полгода, а потом выдает некий результат. Здесь же можно много вариантов попробовать, выбрать что-то, пойти дальше, снова пробовать… Кроме того, здесь я работаю с замечательными актерами и получаю от этого большое удовольствие. Иначе бы не приезжал.

Читайте также интервью с Элиасом Файнгершем на сайте mignews.com





Другие ссылки

Король в детской, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 23.10.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
«ЛИР король», Екатерина Наркевич, Интернет-издание newsMCS. ru, 25.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Необыкновенный человек. Интервью с Элиасом Файнгершем, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014