«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман

Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010
Гневный вопрос «Кто автор этого безобразия? » едва ли уместен в рамках юбилейного торжества. Но спектаклем именно с таким названием в столичном театре «Эрмитаж» решили отметить предстоящее в этом году 110-летие со дня рождения драматурга Николая Эрдмана. Худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин — принципиальный противник спектаклей к юбилейным датам. В данном случае, по его словам, произошло «мистическое совпадение» даты и давнего желания режиссёра поработать с малоизвестными произведениями одного из любимых авторов. На премьере побывали «Новости культуры».

Это не спектакль к дате, хотя именно так и совпало, а спектакль-посвящение. С одной стороны — абсурд, который любит худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин, с другой — и вовсе цирк. Причем, с собачкой. В спектакле участвует мальтийская болонка с таким театральным именем — Фаина Георгиевна. Терпеливо ждет своего выхода во втором акте. «Было очень тяжело в первый прогон… все внимание было уделено ей», — вспоминает актер Виктор Непомник. 

Пока актеры готовятся совладать с этой конкуренткой. Для них впрочем, не это было самым сложным, а цирковая природа многих реприз. Зрители в фойе проходят краткий ликбез. От биографии Николая Эрдмана до переписки Станиславского с тем, кто гневно вопрошал — «Кто автор этого безобразия?». Автора этого Михаил Левитин считает совершенно особым. Режиссер уверен — Эрдману необходим был новый театр.

«Для меня существует три человека, для которых требовался новый театр. Новый диалог Эрдмана, потом — через много десятилетий — новый диалог Володина, новый диалог Жванецкого. Мне кажется, эти новые диалоги недостаточно услышаны, но, ни на что не похожи», — объясняет режиссер Михаил Левитин. 

Сатирические, остросоциальные пьесы Николая Эрдмана сейчас почти не ставят. Но его интермедии сегодня известны еще меньше. Точнее, они, конечно же, известны, как, например, знаменитое — «Дело в шляпе»… Только вот немногие знают — кто автор этого безобразия. «Это, по-моему, сто лет не было ни кем ни сыгранно, ни использовано и, наверное, не будет. Мы закроем эту тему», — считает Левитин. 

Интермедии, а еще басни и даже письма Эрдмана, Левитин объединил в этом спектакле. И не смог обойтись без знаменитого «Самоубийцы». «…Я сейчас в Кремль позвоню» — фрагмент спектакля. И даже эти эрдмановские слова звучат сегодня до безобразия актуально.

Оригинал текста и видео

Другие ссылки

Revival of 1920s Satirical Writer Lacks Punch, John Freedman, The Moscow Times,11 March 2010, 11.03.2010
Не надо басен, Наталия Каминская, Газета «Культура», № 7-8 (7721), 4-7 марта, 2010, 4.03.2010
«Кто автор этого безобразия?», Письмо от зрителя, 03.2010
Кто автор «безобразия», Борис Поюровский, «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5119 (40), 26.02.2010
«Кто автор этого безобразия?». Автор — Николай Эрдман, Телеканал «Культура»: Новости культуры, 8.02.2010