Интервью со Светланой Алексеевной Жильцовой после премьеры спектакля «Аксенов, Довлатов, Двое»

Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 26.04.2012
Д. Х. Удивительная история. Мы узнали, что вы стали победителем викторины и даже сразу не поверили. Думали, что это просто совпадение фамилий, но потом выяснилось, что на вопросы отвечала ваша внучка для того, чтобы подарить вам билет в театр.

С. Ж. Да, внучка учится в МГУ на факультете журналистики, она мне позвонила и спросила, не хочу ли я сходить в театр. А я здесь ни разу не была, и интересно было посмотреть.

Д. Х. Так значит вы у нас в первый раз?

С. Ж. Вы знаете, когда-то давно — мне кажется, что это было именно в этом театре — я слушала выступление Галины Кариной. Она пела блистательно, хотя в то время романсы и не были в почете. Тот концерт, конечно, не был подпольным, но, во всяком случае, не получил широкой огласки. В то время мы были молодые, много ходили по таким концертам. Но у меня ощущение, что зал там был больше. А здесь есть еще другие залы?

Д. Х. Да, конечно, у нас есть большой зал, но он сейчас на ремонте. Спектакли идут на площадках других театров и на нашей Малой сцене.

С. Ж. Этот маленький зал мне напоминает… В свое время я делала передачу о замечательном дикторе Нине Кондратовой — одной из первых телеведущих. С ней случилась страшная история — она принимала участие в съемках на ВДНХ, в передаче о сельском хозяйстве, о коровах, быках и т.д., и в самом конце, когда снимали крупный план, корова по случайности как-то повела головой, и она лишилась глаза. Из-за этого ей пришлось уйти из профессии, хотя она потом еще долго работала диктором-консультантом. А я делала передачу о ней, о ее дочери Елене Кондратовой и ее супруге Сергее Десницком, замечательных актерах, которые работали в театре у Марка Розовского. Я брала у него интервью, мы смотрели несколько спектаклей, к сожалению, сейчас уже не помню каких. Так вот, там тоже очень небольшой зал. Я впервые с таким столкнулась. И ваша Малая сцена мне чем-то напоминает зал Театра «У Никитских ворот». Кстати, мне показалось, что у вас тоже в какой-то степени постоянная публика. Я обратила внимание, что у вас много молодежи и много людей «элегантного» возраста, как я это называю.

Д. Х. Да, молодежи бывает много. Иногда школы заказывают билеты на целые классы. Кроме того, например, сегодняшний спектакль и такие авторы как Аксенов и Довлатов все-таки входят в школьную программу, если я не ошибаюсь. Скажите, как вам спектакль?

С. Ж. Вы знаете, мне показалось, что вторая часть, поставленная по Довлатову, несколько энергичнее. А первая с другой стороны — более философская. Больше всего понравилось соединение чтецкого начала и актерского мастерства, на мой взгляд, очень удачное соединение. Это очень сложно — совмещать в себе две такие разные вещи. В свое время я сама занималась в студии художественного слова в Московском городском дворце пионеров шесть или семь лет, принимала участие в разных конкурсах и т.д. С этой точки зрения, я понимаю, что надо сконцентрироваться и видеть все то, о чем говоришь.

(К разговору присоединились актеры спектакля — Сергей Олексяк и Станислав Сухарев)

С. Ж. Поздравляю вас! Скажите, какой это спектакль по счету?

С. О. Пятый.

С. С. Но перед этим был большой перерыв.

С. Ж. Да, мы как раз говорили о том, как сложно соединить актерское и чтецкое начала. Мне очень понравились ваши работы. Гроссмейстер в первом акте превращается в хулигана во втором. А у вас, Сергей, можно сказать, наоборот, во втором действии вы создали прекрасный образ деревенского парня, человека в себе. Я получила огромное удовольствие. Главное, что зритель следил за вами от начала до конца спектакля, ни на секунду не теряя внимания. 

С. О. А скажите, чувствуется ли в спектакле атмосфера 60-х годов?

С. Ж. Вы знаете, я как-то не задумывалась об этом, но поняла, что это не современность. Это «оттуда».

С. О. Для нас это очень важно, сумели ли мы - современные люди — передать ту атмосферу?

С. Ж. Да, вы знаете, я почувствовала что-то из моей юности, это очень приятно. Многие другие режиссеры, я не хочу называть фамилии, они талантливые люди, их любит публика, но важно, чтобы все было хоть и реально, но со своим отношением. Тогда и создается атмосфера. Вы же видели, как реагировал зал. Рядом со мной сидел молодой человек лет 35, так он хохотал не переставая. Эта реакция зала говорит о том, что у вас все получилось. Необычный, редкий спектакль получился.

Д. Х. Михаил Захарович говорит о том, что это будет целый цикл спектаклей «Театр русского рассказа», для которых обязательными условиями являются два рассказа и два исполнителя. При этом тексты рассказов сохраняются почти полностью.

С. Ж. Вы знаете, сочетание прямой и косвенной речи могло и «посадить» спектакль, его эмоциональное начало. Но режиссеру удалось сделать это с одной стороны частью спектакля, а с другой — не акцентировать внимание зрителя на всяких «он сказал» и т.п. Здесь это очень к месту. Но я все же говорю непрофессионально, режиссер, например, сказал бы что-то более конкретное. Михаил Захарович смотрит выпущенные спектакли?

С. С. Да, конечно. И потом делает замечания. 

С. Ж. Удивительно, как он только успевает. У меня, к сожалению, не всегда получается попадать на его телевизионные выступления из цикла «…и другие». Мне очень нравится, как он говорит, ведь в этом случае должна быть внутренняя заразительность, которая передается зрителю. У него это есть. Еще я видела запись спектакля по Хармсу, где играл Карцев. Хармса и его «коллег» надо понимать и любить, иначе ничего не получится. Но артисты играли великолепно. Особенно запомнился Карцев с шарами… А этот спектакль еще идет?

С. О. Да, просто теперь он идет не с Карцевым. То, что показывали по телевизору — это был юбилей спектакля, посвященный памяти Любови Полищук.

С. Ж. От него просто невозможно было оторваться. Что тогда у телеэкрана, что сегодня в зале. У вас зал с настроением, это очень важно. Я вас поздравляю еще раз! Удачи!

Другие ссылки

Интервью со Светланой Алексеевной Жильцовой после премьеры спектакля «Аксенов, Довлатов, Двое», Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 26.04.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
На чужом черновике, Интервью Л. Костюкова с М. Левитиным. Полит. ру, 21.03.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012