Альфред Гарриевич Шнитке

24 ноября 1934 — 3 августа 1998
Современный российский композитор немецкого происхождения. Один из самых значительных музыкантов второй половины ХХ века, теоретик музыки, пианист, педагог.
Заслуженный деятель искусств России (1987).

Центральные идеи творчества композитора — судьбы высокой культуры прошлого в хаотичном и суетном современном мире; конфликт одинокого, тонко чувствующего индивидуума и враждебной, вульгарной среды. Одним из важнейших выразительных средств в музыке Шнитке является полистилистика (термин введен самим А.Ш. в одной из теоретических работ), позволяющая, по мнению композитора, преодолеть консерватизм как традиционной, так и авангардной эстетики. В ряде крупных партитур конца 1960-х — первой половины 1980-х годов (Реквием, Гимны, 2-я симфония и др.) полистилистика становится средством воплощения глубоких философских тем. В этих сочинениях нашло свое отражение и религиозное мировоззрение Шнитке, католика и экумениста.

Как и другие композиторы-нонконформисты его поколения (Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Пярт, В. Сильвестров), Шнитке испытал разные формы официального давления. Премьеры его крупных сочинений нередко переносились из столичных залов в провинциальные.
Вместе с тем, в 1970-х — начале 1980-х годов Шнитке был одним из самых востребованных в СССР композиторов прикладной музыки: он сочинил музыку более чем к 60 фильмам и спектаклям. Много работал в кино с такими известными режиссерами, как И. Авербах, Э. Климов, А. Кончаловский, А. Митта, А. Смирнов, И. Таланкин, М. Швейцер, Л. Шепитько и др. Широкой публике его музыка известна по таким знаковым в истории российского кино фильмам, как «Вызываем огонь на себя» (1963-1964), «Похождения зубного врача» (1965), «Дневные звёзды» (1966), «Комиссар» (1967), «Шестое июля» (1968), «Белорусский вокзал (1970), «Дядя Ваня» (1970), «Ты и я» (1971), «Осень» (1974), «Агония» (1974-1981), «Восхождение» (1974), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1974), «Отец Сергий» (1978), «Маленькие трагедии» (1979), «Фантазии Фарятьева» (1979), «Экипаж» (1979), «Звездопад» (1981), «Прощание» (1982), «Мёртвые души» (1984), «Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Карра, 1994) и др.
Один из главных композиторов Театра на Таганке. Написал музыку к спектаклям Ю.П. Любимова «Ревизская сказка», «Пир во время чумы», «Живаго (Доктор)».

См. http://taganka.theatre.ru/history/composers/shnitke/

С 1991 жил в Гамбурге. В позднем творчестве заметное место занимают крупные произведения для музыкального театра: балет «Пер Гюнт», оперы «Жизнь с идиотом», «История доктора Иоганна Фауста», «Джезуальдо». Музыка А. Шнитке звучала в одном из самых известных спектаклей Театра «Эрмитаж» «Нищий, или Смерть Занда» по Ю. Олеше. Звучит и сейчас в спектакле «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу» (музыкальная тема летчика Севрюгова).

Михаил Левитин:
Кандидатуру Альфреда Гарриевича Шнитке в качестве композитора спектакля «Нищий, или Смерть Занда» мне предложил Давид Боровский. Он мне сказал, что знает единственного такого человека, похожего на Гоголя. «Он — гений. Познакомьтесь с ним обязательно». А тогда еще не все называли Шнитке гениальным.
Я приехал к нему домой. Предварительно мы послали ему композицию пьесы. Он сказал, что композиция замечательная, и Олеша нравится ему чрезвычайно. Проблема возникла одна — его невероятная занятость. Невероятная! У него было в работе то ли 16, то ли 18 произведений, которые он уже обещал написать. Он дал мне их все послушать. Помню, первым был гимн города Белграда, а последней — опера «Мастер и Маргарита». «Я работаю, как машина», — сказал он. И предложил мне в качестве музыкального материала свое тогда еще мало известное произведение «Моц-Арт». Это сейчас его знают все, оно звучит в любых фильмах о Шнитке. А тогда оно не исполнялось. И мы начали творить. Еще несколько раз он приезжал ко мне домой. Помню, иногда засыпал на ходу, тогда он уже себя плохо чувствовал да и работал безумно много. Иногда шутил: «Поеду в Большой театр на „Ифигению в Авлиде“, чтобы выспаться».
Он видел спектакль «Нищий, или Смерть Занда». Пришел вместе с Геннадием Рождественским. Обоим спектакль очень понравился. Мне, я помню, так важна была реакция Геннадия Николаевича, я так нервничал, что, не дождавшись, позвонил ему сам. «Так вам и надо, — сказал он, — я как раз сижу и пишу Вам письмо. А теперь вы никогда не получите письма от Рождественского, потому что я скажу вам все по телефону».
Гений Шнитке, гений Боровского, гений Олеши… Все совпало, как и должно было быть.

Аудиотека:

Музыка А. Шнитке, используемая в спектакле «Нищий, или Смерть Занда». Фрагмент 4
Музыка А. Шнитке, используемая в спектакле «Нищий, или Смерть Занда». Фрагмент 3
Музыка А. Шнитке, используемая в спектакле «Нищий, или Смерть Занда». Фрагмент 2
Музыка А. Шнитке, используемая в спектакле «Нищий, или Смерть Занда». Фрагмент 1
Фрагмент музыки А. Шнитке, используемый в спектакле «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу»