Чертово время

Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013
Диссидентские спектакли возвращаются — новые времена вдохнули вторую жизнь в эстетское инакомыслие Михаила Левитина и горькую сатиру Евгения Шварца.

Худрук и главный режиссер театра «Эрмитаж», известный театральной Москве как автор блестящих инсценировок и идеолог непримиримого гротеска, а также абсолютный карбонари по духу, пустых и бессмысленных спектаклей не ставил никогда. Но на сей раз, вопреки себе не вмешавшись в безупречный текст шварцевской «Тени», создал такую злободневную и почти что революционную постановку, каких притихшая театральная обыденность не видела, наверное, с застойных времен.

Впервые сказку Шварца для взрослых поставил в своем Театре комедии Николай Акимов, аж в 1940 году. Прошло 70 с лишком лет, а обстановочка не только не изменилась, но, представьте, усугубилась. Так что Михаилу Левитину не составило никакого труда сделать персонажей узнаваемыми, а ситуацию — остро современной. Ученого, потерявшего свою Тень, и Тень, третирующую Ученого, сыграл новый для «Эрмитажа», но прекрасно знакомый публике РАМТа, Евгений Редько, чей приход в театр именно на эту роль оказался невероятной удачей. Сыгранная до верхнего ля труппа Левитина, много лет испытывающая на себе подавляющую силу личности и таланта своего худрука, составила великолепную — и совершенно по Шварцу — оппозицию новичку. Редько, впрочем, пришлось усвоить и местную, гротескную, чуть вычурную манеру — для образа Тени, что вполне ему удалось. По ту сторону тонкого, изящного, взнервленного Ученого оказалось его собственное отвратительно искривленное альтер-эго, а также целый цирк разнокалиберных уродцев — людоедов, чиновников, вульгарных женщин. Их живые человеческие образы почти неузнаваемы за гримасами, причудливыми движениями и искаженными голосами, что, с одной стороны, развлекает публику, ибо сделано с юмором, а с другой — должно бы ее ужаснуть. В кривом зеркале сцены Левитин отразил и зрительный зал, и всю порядком доставшую его действительность за стенами театра.

Что такое чиновничий беспредел и санкционированная воля пустого царька, которой не в состоянии противостоять умный, талантливый, но не причастный к власти человек, Михаил Левитин знает не понаслышке. Именно поэтому свою премьеру он играет не на сцене родного театра в саду «Эрмитаж», а в гостях у «Мастерской Петра Фоменко». Признанное аварийным здание левитинского театра дожидается ремонта в полузакрытом состоянии уже третий год, причем труппа ежечасно рискует быть изгнанной на неопределенный срок. Старинный белостенный особняк в очаровательном московском парке — слишком сладкий кусок пирога, чтобы его жильцы могли чувствовать себя спокойно. И стоит ли говорить, что многотрудное общение с инстанциями по этому вопросу не вселило в Левитина ни жизнелюбия, ни веры в человечество. И даже если до жилищного вопроса одного отдельно взятого театра вам нет никакого дела, то в спектакле «Тень» затронуты более широкие проблему и более высокие сферы, которые никого не оставят равнодушным. Не могут оставить.

А чтобы публика не задохнулась от отвращения (а может быть, именно для того, чтобы ощутила его острее), в спектакле появился не предусмотренный Шварцем персонаж — покойный король Людовик IX Мечтательный (Геннадий Храпунков) в трогательном ночном колпаке, являющийся на сцене под звуки такого дорого гостеприимной «Мастерской» голоса Петра Фоменко, ушедшего из жизни год назад. Звучит запись размеренной и пронизанной теплой печалью песенки о многострадальном портном Рафалэке, который несмотря ни на что «верил, что счастье будет». Самому Левитину этой веры не хватает, его спектакли желчны и горьки. Но на сей раз, отдавая дань своему другу и коллеге по режиссерскому цеху, он осенил спектакль мечтой Рафалэка. А впрочем, и остался верен себе — в программку спектакля вложено язвительное стихотворение Луи Арагона про «чертовое время» — образца 1941 года.

Чьими глазами вы будете смотреть в будущее, решайте сами, а вот с настоящим дело плохо, как ни меняй угол зрения. Если у вас есть в этом хоть какие-то сомнения, немедленно ступайте в театр!


Оригинал статьи

Другие ссылки

Коли рожа крива, Константин Щербаков, «Театральная жизнь», 05.2016
«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
ТЕНЬ, ЗНАЙ СВОЕ МЕСТО, Геннадий Демин, газета «Трибуна», 29.08.2013
Ну и чертово время!, Мария Седых, журнал «Итоги», 26.08.2013
Чертово время, Алена Данилова, АФИША@mail.ru, 21.08.2013