Б. Брехт. «Кураж»

Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
Пьеса Бертольта Брехта полностью называется «Мамаша Кураж и ее дети». Режиссер Михаил Левитин сократил заглавие до одного слова, расширив таким образом смысл. Кураж здесь — это не только прозвище маркитантки Анны Фирлинг, отчаянной и отважной женщины, сумевшей не раз выжить в невыносимых обстоятельствах. Кураж — это основное настроение спектакля. Состояние души героев.

Премьеру сыграли на Новой сцене Мастерской Петра Фоменко. И «Кураж», безусловно, — спектакль для большого пространства. И по сценографическому решению, и по актерской манере, и по общей энергетике. Он размашистый, яркий, неистовый. Левитин умело удерживает грань между трагедией и фарсом, и настроение спектакля колеблется от смеха до ужаса.

Действие дробится на эпизоды, которые разыгрываются на небольшом выдвинутом на авансцену «островке». Вокруг — большой мир, где опасности на каждом шагу. А в мирке мамаши Кураж — иллюзия домашнего тепла. Вот и тянутся туда люди, измученные бесконечной войной. Кто-то остается, чтобы любить, кто-то вторгается, чтобы навредить. А безмолвный хоровод оборванных, перевязанных, усталых идет и идет мимо, и конца этому не видно. И небольшой площадной оркестрик вместе с детским хором поет зонги, веселые и страшные.

«Мамаша Кураж» из тех пьес, которые не имеет смысла ставить, не имея под рукой исполнительницы центральной роли. Михаилу Левитину специально искать не пришлось — у него есть Дарья Белоусова. Актриса необычной интересной внешности и мощного нутра, сочетающая эксцентрику и глубину. Кураж — роль абсолютно для нее. Брехтовская героиня получилась сильной — и женственной, любящей — и резкой, по-житейски умной — и растерянной от ужасных обстоятельств. Белоусова «держит» спектакль, управляет его атмосферой. Очень хороши и ее партнеры: Ирина Богданова — дочь Катрин, Евгений Кулаков — сын Швейцеркас, Борис Романов — полковой священник, Ольга Левитина — Иветта Потье, Сергей Олексяк — повар. «Кураж» — очень человечный спектакль, он получился не столько о войне, сколько о людях, пытающихся оставаться собой в любой ситуации. 

Режиссер М. Левитин. Художник Г. Гуммель. Художник по костюмам М. Кривцова.

Фото А. Андриевича


Другие ссылки

«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Ударная постановка?, Афиша, 20.11.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости. Пятница № 42, 14.10.2008
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007