«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции

Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Михаил Левитин — главный театральный специалист по поэтичным и страшным 20-30-м годам ушедшего столетия — поставил очередную собственноручно инсценированную прозу. На этот раз «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского.

Длинный, сложный, многолюдный спектакль — с резким названием «Меня убить хотели эти суки» — представляет собой не только любопытную сценическую версию романа, казалось бы, менее всего предназначенного для театра. Это еще и почти совершенное театральное творение — постановка, в которой каждое слово, движение, образ, звук — необходимы, каждая интонация точна, и ни одна минута сценического времени не пропала впустую. И это, кстати, абсолютно не означает, что публика с пониманием отнесется к немилосердному четырехчасовому хронометражу, а также упорному нежеланию этого режиссера развлекать, упрощать и вообще делать хоть что-нибудь на потребу зрителя. «Люди только мешают…» — таков негласный девиз театра «Эрмитаж». Впрочем, некоторым именно это в нем исключительно нравится.
Парадоксальным образом — как раз люди, которые больше всех всем мешали, особенно милы сердцу Михаила Левитина. Обнаженная душа Марины Цветаевой, ОБЭРИУты и их неудобные стихи и неудобные жизни, Олеша, Бабель, Хармс и еще целая вереница гениальных страдальцев прошла по сцене его театра. Юрий Домбровский, которого сажали, выпускали, снова сажали, а он жил и писал, несмотря ни на что, пока его не убили, — Домбровский просто должен был рано или поздно присоединиться к ним. 
Биографическую прозу, написанную под впечатлением от продолжительного и тесного общения с алма-атинскими следователями и, вообще, от знакомства с советской следственной системой образца 1930-х, режиссер превратил в философский интеллектуальный фарс, в котором страшная реальность прячется под театральной маской и принимает формы причудливого иносказания. Эксцентрика — та краска, которой Левитин всегда умел и любил пользоваться. И на сей раз его путеводной звездой оказался Чаплин, удачно скользнувший со страниц романа в спектакль, ставший его началом и концом, определивший его эстетику — лирическую клоунаду с изнанкой трагедии. 
История об арестованном историке Зыбине, умнице и интеллектуале, вступившем в обреченное противостояние с целым сонмом наделенного властью агрессивного невежества, населена у Левитина почти сплошь фриками, кривляющейся нежитью — грудастым Берией в юбке с похожей на гипертрофированный крысиный хвост косой (Екатерина Тенета), огромным верзилой-переростком с повадками убийцы (Сергей Олексяк), длинным и тощим, как упырь, прокурором (Александр Ливанов) и, конечно, брутальной барышней Тамарой (Александра Володина-Фроленкова), готовой пожрать с костями непокорного подследственного. Единый в двух лицах Нейман-Штерн (Левитин отдал роли следователя Неймана и его брата, писателя от прокуратуры Штерна блистательному Михаилу Филиппову), не теряя связи с этим зверинцем, стоит особняком. Именно он - главный антагонист плененного историка, впрочем, и его, в конце концов, спаситель.
Станислав Сухарев играет Зыбина с тонкостью и силой, достойными Юрия Домбровского. И другой похвалы исполнителю главной роли в этом спектакле не нужно. Горькая насмешливость, несгибаемая воля предельно обессиленного человека, ярость, слабость, упрямство, ум - молодой актер ведет эту роль с ювелирной точностью, хотя при этом не оставляет ощущение, что он бросился в нее с головой и готов захлебнуться в страданиях своего героя.
Целиком обшитая холодной серебристой жестью сцена театра «Эрмитаж» (такого до художника Сергея Бархина с ней, кажется, еще никто не делал) на четыре с лишним часа стала местом утонченных словесных баталий и ожесточенной схватки системы с индивидом. Не только с Зыбиным. С его возлюбленной, красавицей Линой (Ирина Качуро), с его собутыльником и собеседником Дедом (Александр Пожаров), со следачкой Тамарой, оказавшейся, в конечном итоге, просто девушкой, и с Нейманом-Штерном, врагом с человеческим лицом. Сцены допросов сменяют эпизоды из черноморского идиллического курортного когда-то, страшно хлопают жестяные двери, а прямо на пыльном прокуратурном полу свалены горой алые нездешние яблоки. Ко всему прочему, ну да, человек в длинном сюртуке и огромных башмаках посреди круга, оставленного цирковым шатром, и Елена Камбурова с шокирующе неуместной и совершенно магнетической «Чарли Чаплин — заячья губа…» — под занавес. Все это легко могло бы оказаться неудобоваримым винегретом, но оно слилось в абсолютную театральную гармонию. И да здравствует зритель, способный оценить ее по заслугам.

Оригинал материала


Другие ссылки

«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Ударная постановка?, Афиша, 20.11.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости. Пятница № 42, 14.10.2008
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007