Исторический анекдот с намеком

Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
«Капнист туда и обратно», сцена из спектакляСтранное название спектакля «Капнист туда и обратно» кого угодно собьет с толку и породит сомнения. Но, прочитав в афише театра «Эрмитаж», что автор пьесы — поэт Юлий Ким, а режиссер — вечный враг скуки Михаил Левитин, зритель замрет в предвкушении веселой феерии и не обманется в своих ожиданиях.

Как известно, смех бывает разный: «бездумный», «жеребячий», «вежливый», «пустой». Ну а здесь он, к счастью, умный. Стрелы сатиры направлены против властей предержащих, усматривающих в искусстве своего главного врага, способного поселить в умах людей крамолу. Что, конечно, правильно, ведь не случайно в России так боялись «бьющего в глаз» слова, ссылая за это вольнодумцев в Сибирь. А с другой стороны, кто сегодня серьезно относится к маргиналам, критикующим правительство? Да никто! К тому же нынешний театр усмотрел в дарованной ему свободе главную выгоду: показывать зрителям иллюзию жизни, не имеющую ничего общего с настоящей.

За это, конечно, режиссерам большое спасибо, а артистам особое, так как они отлично справляются с ролью услужливых «официантов», демонстрируя виртуозное мастерство лицедеев без собственного лица. Правда, недавно на малой сцене чеховского МХТ Кирилл Серебренников поставил «Подпоручика Киже» Юрия Тынянова, выразив главную идею автора о несовпадении интересов человека и российского государства в застывшем перформансе. Где точно найденный символ, а не развитие образа определяет смысл спектакля. Не могу сказать, что это плохо или хорошо, просто тягостно и нудно, как бесконечная Владимирская дорога, по которой два конвоира ведут на каторгу мифического подпоручика Киже в кандалах. Но подпоручика нет, а кандалы есть. Мистика? — Еще какая!

Опять же по какому-то мистическому совпадению, а может, и нет, в театре «Эрмитаж» тоже обратились к временам Павла I, наивно полагавшего, что с помощью законов можно учредить праведный суд и таким образом порядок восторжествует над хаосом. В какой-то мере это похоже на современные реалии, когда ратуют за соблюдение законов и тут же ставят себя выше этих законов.

Так вот, Юлий Ким, услышав 20 лет назад от Натана Эйдельмана исторический анекдот о Павле I, который вначале сослал, а потом вернул из Сибири горе-драматурга, написавшего пьесу о взятках, взял да и сочинил стихотворение «Волшебная сила искусства». Чуть позже у Михаила Левитина возникла идея: а не превратить ли это стихотворение в пьесу под названием «Капнист туда и обратно». Задумано — сделано. В результате получилась сатирическая притча, где всем досталось: чиновникам, заседателям, прокурорам, а больше всех батюшке-царю, пожелавшему увидеть, как добро побеждает зло и взяточники наказаны. Меньше всех пострадали от драматурга придворные актеры, исполнившие перед императором злободневный водевиль. Да и что с них возьмешь — с комедиантов! Только вот парадокс: именно они говорят правду царю, в то время как его свита «вешает ему лапшу на уши».

Левитин, познавший на себе все прелести советской цензуры, не очень-то верит в образумившихся царей. Поэтому избирает жанр веселого китча в рамках марионеточного варьете. Не зря в спектакле все кружится и вертится кувырком, безумное веселье бьет через край, а галопы и мазурки в исполнении оркестра не дают опомниться ошарашенным героям. Временами дирижер Андрей Семенов бросает музыкантов и, надевая личину ябедника, вступает в сговор с продажными судьями, сживающими со свету честного полковника Прямикова (Сергей Олексяк). Ах, какой это бравый полковник, не умеющий двух слов связать, зато двигающийся напролом, как танк. Но не обессудьте, как бы извиняется режиссер, других героев не держим, их попросту нет. Да и девушка его мечты (Алла Черных) тоже наглядное «пособие» скромности и чистоты: щебечет, как райская птичка, семенит ножками, словно сказочная царица-лебедь, только вместо нимба на голове — рожки.

Вот на этом стыке возвышенного и низменного и раскручивается маховик водевильного абсурда в пространстве художника Давида Боровского, недавно ушедшего из жизни. Подиум сцены выдвинут далеко вперед, так что публика окружает его с трех сторон, включая оркестр. А в центре помоста, утопая в белых подушках, спит главный провокатор этой фантасмагории Василий Васильевич Капнист, которому хочется проснуться в цивилизованной стране. Ну, право, неисправимый идеалист!

Таким образом, час сорок минут спектакля пролетают быстро, потому что любой анекдот, даже исторический, нельзя рассказывать долго, в противном случае он теряет остроту.

Другие ссылки

«Великий комбинатор», Алла Шевелева, Театральная афиша, 05.2016
«Именно сегодня», интервью с Сергеем Олексяком, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 2.11.2013
Теневая сторона, Анастасия Павлова, Театрон, 18.10.2013
Евгений Редько играет две главные роли в премьере театра «Эрмитаж» по пьесе Евгения Шварца «Тень», Марина Тимашева, программа «Закулисье» на радио «Голос России», 26.09.2013
Честная авантюра в Эрмитаже, Александр Чигров, «Театрон», 1.11.2012
Маленький спектакль про маленьких людей, Анастасия Томская, Афиша mail.ru, 6.04.2012
Б. Брехт. «Кураж», Алиса Никольская, Театральная афиша, No. 4, 04.2012
«Аксенов. Довлатов. Двое»: жизнь в миниатюре, Наталья Витвицкая, Ваш Досуг, 21.03.2012
«Он предлагал…», Наталья Старосельская, Трибуна, 21.02.2012
Батальное Полотно О Любви И Счастье, Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 16.02.2012
На своих двоих / «Двое» (Театр «Эрмитаж»), Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», № 1-151, 2012
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Исторический анекдот с намеком, Любовь Лебедина, Трибуна, 14.05.2009
Туда Капнист. А обратно?, Марина Токарева, Новая газета, 10.04.2009
Ударная постановка?, Афиша, 20.11.2008
Большие против маленьких, Александра Машукова, Ведомости. Пятница № 42, 14.10.2008
Навалился гегемон на одиночку, Наталия Каминская, Культура, 20.12.2007
Подмоченная Одесса, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.12.2007
Маленькие радости, Ирина Алпатова, Культура, 7.06.2007