«Лир. Король» У. Шекспира в театре «Эрмитаж» На сцене «Мастерской Фоменко», реж. Михаил Левитин

Вячеслав Шадронов, Живой журнал, _arlekin_, 23.08.2014
Уже третий спектакль Левитин делает с Михаилом Филипповым и в значительной мере «на» Филиппова, но в «Короле Лире» выбор исполнителя еще более значим, чем в инсценировках Чехова и Домбровского. Это, впрочем, касается роли не только Лира, но и Корделии, которая в «Лире. Короле» — девочка-подросток, сыгранная юной актрисой Валентиной Ляпиной и так же, как мальчик-подросток Лука в «На дне» Котта (такие вот неожиданные параллели возникают), возраст Корделии на сцене принципиален. Показать дочерей Лира маленькими девочками — такого в театре только русскоязычном и только в обозримом прошлом бывало сколько угодно (от версии с Михаилом Козаковым в театре Моссовета до, прости, Господи, прохановской «Лиромании» с Герчаковым в Театре Луны), но Левитин не ограничивается демонстрацией сестер в юности, чтоб потом вывести взрослых актрис в полноценных ролях, у него Корделия так и не вырастает. Корделия почти лишена реплик, предписанных ей по пьесе, зато она озвучивает, по-русски и по-английски, перебивки-«титры», которые сама же показывает на изнанке половика, лицевая сторона которого занята картой королевства; и она же «дублирует» с английского шута-тромбониста, таким образом на протяжении практически всего представления, кроме некоторых эпизодов второго акта, не удаляясь за кулисы. И пространство Сергея Бархина оформлено под детскую, игровую комнату, в зелено-красном колорите, с желтыми креслом и ширмой, синей боксерской грушей. В драматургии же действа концептуально наличие обыгранных «коверными» (в «основной» пьесе они выступают за Глостера и Кента) цитат из Л. Н. Толстого, отзывавшегося о Шекспире и особенно о «Короле Лире» как о чем-то далеком от искусства, вызывающем лишь «отвращение, скуку, недоумение». Толстовские инвективы задают тон спектаклю — Левитин выстраивает его не то чтоб в полемике с Толстым, а на контрапункте: в самом деле — ведь герои «Короля Лира» поступают нелепо, нелогично, совершают необъяснимые и попросту не нужные поступки, отменяет ли это подразумевающуюся по умолчанию, освященную веками необходимость им сочувствовать, позволяет ли взглянуть на фигуру того же Лира критически? Лир-Филиппов в пиджаке и с тросточкой, французский король, разряженный как опереточный птицелов, гротескные старшие сестры (Дарья Белоусова и Ирина Богданова), их мужья в латах, похожие на железных дровосеков, «кордебалет» из четырех «овечек», наконец, сводные братья Эдгар и Эдмунд в гриме кабуки, с нунчаками, несущие японскую тарабарщину типа «акирокуросава» (но, кстати, Куросава и впрямь экранизировал «Короля Лира», перенеся его сюжет в фильме «Ран» на японскую почву) — это все в подчеркнуто игровом контексте не вызывает вопросов и работает на режиссерский замысел каждой мелочью, вплоть до того, что Регана издевательски играет с ослепленным Глостером в «жмурки». Вопрос у меня остался по поводу того, зачем режиссер все-таки очень долго до определенного момента последовательно, пусть и не в полном объеме, «пересказывает» хрестоматийную пьесу. Все равно его интересует не шекспировский сюжет в целом, а, с одной стороны, характер героя и взаимоотношения Лира с Корделией, с другой — художественный контекст, причем максимально широкий, вбирающий в себя какие угодно, способные показаться случайными элементы. В таком случае изложение событий пьесы выглядит необязательным, тем более, что ближе к финалу Левитин отказывается от него, прекрасно обходясь (и спектакль ничего не теряет) без отравления, поединка и т.п., а Лира с Корделией помещая в совсем уже ирреальное пространство, где смерти нет.

Оригинал статьи




Другие ссылки

О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
«Лир. Король» У. Шекспира в театре «Эрмитаж» На сцене «Мастерской Фоменко», реж. Михаил Левитин, Вячеслав Шадронов, Живой журнал, _arlekin_, 23.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009