На гастроли с грузовиком

Российский театр «Эрмитаж» приезжает в Баденвайлер со своими декорациями

Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
Баденвайлер — город Чехова, и Российское Министерство культуры подготовило для него особый подарок, организовав гастроли московского театра «Эрмитаж» в Германии. 

Театр «Эрмитаж» входит в число виднейших русских театров, режиссёр Михаил Левитин и исполнитель главной роли Михаил Филиппов отмечены особыми наградами. «Тайные записки тайного советника», пьеса, с которой театр приехал «на курорт», не является пьесой Чехова.
Михаил Левитин переработал для сцены многие произведения русских писателей. В основу этой постановки положен прежде всего рассказ «Скучная история», в котором стареющий профессор пересматривает свою жизнь и осознаёт ошибки прошлого. Кроме того, материал для инсценировки взят из «Чайки» и рассказа «Враги».
Декорации привезли в Баденвайлер на грузовике, поскольку здесь не хватало необходимой техники, особенно освещения и звуковой аппаратуры. Однако, задник на протяжении спектакля не меняется. «Мы работаем с различными технологиями освещения, чтобы передать чувства героя и пласты его воспоминаний,» — рассказывает Гарри Гуммель, театральный художник, работающий как в России, так и в Германии. Для постановки «Эрмитажа» он создал фон из рисунков Леонардо да Винчи с целью отразить внутренний мир главного героя.
Хайнц Зетцер, возглавляющий Международный литературный форум Баденвайлера, помогал организовать показ «Тайных записок». По его мнению, Чехов — исключительно современный автор. Новшества, привнесенные Чеховым в литературу, определили ее современное развитие. Он отказался от стиля «всезнающего» автора, отказался от оценочности по отношению к своим героев. «Крах, который терпят чеховские персонажи — это результат их столкновения с действительностью, которую человек уже не понимает, да и не может понять. Поэтому сегодня, в эпоху информации и технического прогресса, Чехов ещё более актуален, чем в мире, современном ему,» — утверждает Зетцер, являющийся также заместителем председателя Немецкого Чеховского Общества. То же можно сказать и о «Тайных записках», где герой предстаёт перед лицом своих ошибок и той лжи, что наполняла всю его жизнь.
Действие пьесы сфокусировано на главном герое, характер которого раскрывают ожившие на сцене воспоминания. Особенно важны ошибки, допущенные им в отношении семьи. «В названии спектакля — игра слов: „тайный советник” — высокий государственный чин, а „тайные записки» — это всё то, самое сокровенное, что главный герой спектакля не решается поведать даже самым близким людям,“ — поясняет помощник режиссёра Екатерина Варченко.
„Нам необходимо наличие „тайных доброжелателей” в Министерстве культуры России,” — заявил Зетцер. Для выступления московского театра в Баденвайлере Министерство обеспечило большую часть финансирования. По мнению Зетцера, именно там кто-то бросил взгляд в сторону Баденвайлера и позаботился о наследии драматурга. В России нет организации, аналогичной немецкому Гёте-Институту, однако организация гастролей русских артистов в Баденвейлере соответствует именно той культурной политике, которую проводит Гёте-институт.
Сама пьеса идёт на русском языке, перевод на немецкий проецируется на экран, расположенный над сценой. Таким образом, зритель имеет уникальную возможность насладиться Чеховым в оригинале.



Перевод с немецкого Дарьи Борисенко

Другие ссылки

О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009