Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе»

Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
«Жемчужина у моря» — так называют уникальную Одессу в одной из песен. Но жемчуг, как известно, нанизывается на прочную нитку, становясь прекрасным, таинственно мерцающим ожерельем. Именно такое ожерелье собирает ежегодный Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе».

В нынешнем году он проходил в шестой раз. И, как отметил в своем приветственном слове Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации на Украине Михаил Зурабов, зримо доказал, что «легендарная аура Одессы, замечательно выбранное время проведения, а главное — талант, энергия и гостеприимство организаторов фестиваля сделали его одним из самых ожидаемых культурных событий года». О чем зримо свидетельствовали переполненные залы Одесского русского академического театра драмы, оживленная и нарядная публика. И это было естественно, ибо афиша фестиваля, составленная директором театра Александром Копайгорой и драматургом Александром Марданем, изначально предполагала огромный зрительский интерес.

Жаль, что украинских театров в этот раз было всего два — Харьковский русский драматический театр имени Пушкина и сами хозяева — Одесская драма. К сожалению, харьковчане выступили не очень удачно. Пьеса Елены Греминой «Глаза дня (Мата Хари)» в постановке Александра Барсегяна не впечатлила зрителей. О многом приходилось догадываться, строить свои версии, почему различные люди подпадали под обаяние одной из самых загадочных фигур ХХ столетия, а она просто играла ими. Что же касается Одесского театра, показавшего чеховскую «Чайку» в постановке Алексея Литвина, то спектакль произвел глубокое впечатление своим нешаблонным подходом к эстетике Чехова.

Зарубежные гости также постарались привезти в Одессу лучшие свои спектакли. В первую очередь — известная постановка Роберта Стуруа в московском театре Et Сetera шекспировского «Шейлока» с блистательным Александром Калягиным в главной роли. Для одесситов это был огромный праздник — вживую встретиться с любимым актером, по сути, неузнаваемым в новом амплуа мага-чародея. Московский театр «Эрмитаж», возглавляемый Михаилом Левитиным, показал родному городу главного режиссера последнюю премьеру «Меня убить хотели эти суки» по роману Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей». Спектакль заставил зрителей, что называется, «мыслить и страдать». Надо было видеть, с каким замиранием, с каким напряженным интересом они следили за судьбой главного героя в застенках НКВД. Сильная, яркая труппа этого театра и играющий с ними ведущий артист Театра имени Маяковского Михаил Филиппов опровергли бытующее мнение, будто политика никому не интересна. Еще как интересна, если сделано это по художественным лекалам, исключающим поверхностный подход «без тяжких дум и трепета внутри».

А Санкт-Петербургский драматический театр имени Комиссаржевской порадовал одесситов пьесой-шуткой Ганны Слуцки «Шесть блюд из одной курицы» (постановка Валерия Гришко), где неподражаемо сыграла главную роль Галина Короткевич, справившая недавно свое 90-летие.  В окружении молодых и талантливых артистов она, можно сказать, выткала свою роль золотой нитью. Ведь соседство с такого уровня актрисой является подлинным мастер-классом для начинающих лицедеев, а сам спектакль — настоящим примером русского психологического театра.
Заметным событием также стало участие в фестивале Казанского Большого драматического театра имени Качалова со спектаклем «Квадратура круга» по Валентину Катаеву в постановке Александра Славутского. Когда-то Станиславский назвал эту пьесу «умной и талантливой шуткой», а поскольку труппа Славутского молода и талантлива, любит и умеет шутить, то здесь, как принято сейчас говорить, все «срослось». Наивная и искренняя комедия Катаева о молодых людях, запутавшихся в своих любовных отношениях, и сегодня воспринимается с тем добрым юмором.

Организаторам фестиваля удалось сделать все, чтобы он стал праздником и для города, и для его гостей. Можно только позавидовать тому вниманию и любви, которые доставались артистам после каждого спектакля, тем более когда члены Молодежного экспертного совета из разных российских городов награждали их «волшебными бубликами». Так что главным организаторам фестиваля удалось нанизать жемчужины на прочную нить человеческих связей, не имеющих границ. 


Оригинал статьи

Другие ссылки

О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009