«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены

Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
Подошел к концу Шестой Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе», который проходил с 3 по 11 сентября в Одесском академическом русском драматическом театре. ТАЙМЕР ловил последние фестивальные мгновения. 

Напомним, что Международный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» проводится ежегодно, как фестиваль русских драматических театров Украины и стран ближнего и дальнего зарубежья, с участием профессиональных театральных коллективов, творческих союзов, деятелей культуры и искусства, при поддержке государственных, областных и муниципальных органов власти, средств массовой информации. Этот фестиваль является логическим продолжением и ярким завершающим аккордом празднования дня рождения нашего города. Сегодня «Встречи в Одессе» стоят в одном ряду с самыми престижными театральными фестивалями постсоветского пространства. Международный авторитет одесского театрального фестиваля в мае 2009 года был подтвержден Золотой медалью и Дипломом с формулировкой «За консолидацию русских театров зарубежья» на продюсерском конкурсе Международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь-Петербург-Париж». Обладателем этих наград стал организатор и продюсер фестиваля, заслуженный работник культуры Украины Александр Копайгора. Зрители голосуют за спектакли русских театров, что называется, ногами — на некоторые постановки билеты были раскуплены чуть ли не за месяц до представления. 

На основной фестивальной сцене Одесской русской драмы прозвучал мощный финальный аккорд в виде спектаклей московских театров «Эрмитаж» и «Сфера». Конечно же, особое значение придавалось работе первого коллектива, так как его руководитель, режиссер Михаил Левитин, один из самых знаменитых одесситов, добившихся признания далеко за пределами нашего города.

«Я потому не привозил сюда раньше своих спектаклей, что боялся, — признался Михаил Захарович после представления. — Боялся, что мои родные не узнают меня в моих спектаклях, решил оставаться для них милым, родным человеком. Оказалось, что у меня есть ответственность не только перед моей 8-милетней дочерью, но и перед городом Одессой. А теперь, увидев реакцию публики, я понял, что являюсь человеком, покорившим Одессу…».

Для покорения Одессы мэтр выбрал не самый легкий материал. Сценическая версия романа Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» идет под названием «Меня убить хотели эти суки» 4 часа, и многие зрители сожалели, что им приходится бежать на последнюю маршрутку, не досмотрев спектакля, на который, между прочим, билеты стоили совсем недешево. Организаторам фестиваля подсказка: если уж берете столь масштабную постановку, старайтесь показывать ее в выходной день, и начинать не в 19.00, а хотя бы в 17.00, тогда не будет обид ни в зале, ни на сцене (москвичи же привыкли, что публику ждет метро и она никуда не торопится!). Место действия спектакля — СССР, Казахстан, Алма-Ата. Время действия — 1937 год. Человек попадает в капкан, расставленный властью, оказывается перед сложным выбором — оклеветать себя или пойти до конца, настаивая на своей невиновности.
Молодой археолог Зыбин в исполнении Станислава Сухарева предстает полуребенком, чистым душой мучеником, который постоянно удивляет «этих сук» своей непредсказуемостью. Борьба выглядит и трагедией, и фарсом, образы тюремщиков, досконально выписанные в романе, стали в спектакле буквально карикатурными. А весь этот страшный тюремный лабиринт художник-сценограф Сергей Бархин заключил в жестяную коробку с постоянно хлопающими дверьми, зазубренную сверху наподобие терки, перемалывающей не только мясо, души людские. 

В центре эксцентричной, бьющей по нервам постановки оказался специально приглашенный из театра имени Маяковского народный артист России Михаил Филиппов, играющий сразу две роли, Штерна и Неймана, причем был момент, когда оба персонажа находились на сцене одновременно, и блестящий актер играл за двоих с быстротой перевоплощения, заставившей многих вспомнить легендарного Аркадия Райкина.

«Это было торжество театрального действа, по которому все мы соскучились до полусмерти, — прокомментировала член экспертного совета Майя Романова (Радио России). — Обычно мы этого практически лишены. Я думаю, сила этого спектакля именно в том, что нам такие подарки дарят редко».

Михаил Левитин провел для своих поклонников вечер-встречу во Всемирном клубе одесситов, где показал две своих передачи из цикла «…И другие», идущего на телеканале «Культура». Забытые имена видных в свое время театральных деятелей Михаил Захарович воскрешает легко, ярко, импровизационно (импровизация вообще является его стилем жизни), безо всяких предварительно выписанных текстов и хронометража.

«Моя помощница с секундомером стоит за камерой и подает мне знаки, когда пора завершать передачу», — с улыбкой поведал Михаил Захарович. 

Теперь есть все основания надеяться, что «Эрмитаж» станет привозить в Одессу и другие свои работы. А напоследок фестивальной публике была подарена комедия Сомерсета Моэма «Красотка и семья» в постановке московского театра «Сфера». Легендарный режиссер, народная артистка России Екатерина Еланская привезла этот спектакль в двух составах, и каждый оказался по-своему интересен. «Сфера» богата яркими молодыми артистами, способными доводить публику до экстаза пением, танцами, кульбитами, умением отыгрывать комедийные ситуации. И неважно, что действие происходит в далеком Лондоне, в 1918 году, ведь и сегодня красотки частенько выбирают не героев, а «роллс-ройс» (ну, может быть, «майбах»), и с этим ничего не поделаешь…

Немного грустно, что фестиваль подошел к концу, и хочется, заглядывая в будущее, попросить устроителей все-таки вернуть в программу дневные спектакли малой формы, как это было в прошлые годы. Но, конечно, это возможно при условии должного внимания общества к русской Мельпомене, деятельной заинтересованности, желания помочь. Итак, «в будущем году, в то же время» повидаемся на Седьмых «Встречах в Одессе», а семь — число счастливое!

Фото: Петр Катин





Оригинал статьи

Другие ссылки

О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009