«Будденброки» и другие

Январь обрушил на театралов череду премьер

Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
Один за другим вышли на сцену герои романов Томаса Манна «Будденброки» в РАМТе и Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» в «Эрмитаже», а вахтанговцы представили персонажей пьесы Витольда Гомбровича «Принцесса Ивонна». Режиссеры разных поколений — соответственно Миндаугас Карбаускис, Михаил Левитин и Владимир Мирзоев — выбрали первоклассный литературный материал. При полном жанровом и стилевом несходстве можно проследить некоторую общность тем. Так или иначе речь идет об истоках фашизма. У Манна — отдаленных. У Гомбровича — жгучих, пьеса написана в 1938 году. У Домбровского — об инквизиторах отечественных, действие разворачивается в 1937-м. Первый был увенчан Нобелевской премией, два других прождали десятилетия до встречи со зрителями и читателями. Домбровский так и не дождался: после выхода романа во Франции в самом конце 70-х он был избит неизвестными возле ЦДЛ и умер в больнице. Актуальность поставленных проблем очевидна, неочевиден художественный результат. Даже в чем-то парадоксален.
«Будденброки» — спектакль безупречной выделки. Инсценировка внятна и даже несколько прямолинейна. Оформление Сергея Бархина, как всегда, красиво. Актерский ансамбль превосходен, и каждую роль можно описывать, смакуя детали, отмечая чувство партнерства, столь необходимое для семейной саги. Дыхание большого стиля погружает в благоговейную созерцательность. Те, кто не читал роман, с интересом следят за сюжетом, не подозревая о купюрах, те, кто читал, наслаждаются полнокровностью оживших героев. Семейство почтенных бюргеров сначала богатеет, потом распадается, но в какой-то момент ты ловишь себя на том, что, прожив с ними три часа, никого не полюбил и бесстрастно наблюдаешь, как выразительно один за другим они уходят в небытие, становясь парадными портретами и оставляя после себя лишь записи в толстой амбарной книге. Никого не жаль. Не страдать же по поводу бренности бытия. 
Неожиданно стильным, ансамблевым получился спектакль и у Мирзоева, всегда оставлявшего зрителя наедине с неразгаданными ребусами и оскорблявшего достопочтенную публику сведением классика до прописных букв «Х» (Хлестаков) и «Ж» («Женитьба»). На сей раз режиссер внятен, если можно так сказать о пьесе абсурдистски загадочной. Здесь тоже сцена дышит большим стилем, более того, вахтанговским. Глаз радуется, а душа молчит, не откликаясь даже на изящную игру юной Лизы Арзамасовой и музыку Фаустаса Латенаса.
А вот спектакль Михаила Левитина по Домбровскому к гармоничным созданиям никак не отнесешь. В первом акте, длящемся два часа, едва прорываешься к сюжету, артисты порой орут так, что слов не разберешь, фирменные приемы чередуются с фирменными штампами… и в антракте раздраженная публика пачками покидает зал. А жаль. Сквозь сумбур вдруг проступают пронзительные сцены, прежде всего исполненные Михаилом Филипповым. В редкие минуты тишины мурашки бегут от того, как глубоко вдруг проникает театр в психологию людей тоталитарного общества. Сколько узнавания, сколько горечи… тонет в театральных побрякушках. Вот, собственно, и весь парадокс: после закрытия занавеса — ум с сердцем не в ладу.

Другие ссылки

О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009