Большая проза на небольшой сцене

Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Шокирующее название появилось в афише столичного театра «Эрмитаж». «Меня убить хотели эти суки» — так называется спектакль Михаила Левитина по пьесе, написанной им же по роману «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского. Этот автор для театра трудный и неудобный. В Москве Домбровского ставят впервые и неслучайно в театре «Эрмитаж», известном своей любовью к хорошей литературе.

Михаилу Левитину интересно ставить то, мимо чего другие проходят равнодушно. Когда-то слава его театра началась с постановок поэтов-обэриутов. Спектакль 1982 года «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа Клоунов» успех имел фантастический. 
Сегодня режиссер Левитин взялся за автора, которого принято считать неподъемным для сцены. Писатель Юрий Домбровский театр очень любил, даже преподавал актерское мастерство в Алма-Ате, но для сцены не сочинил ничего. Его интересовали другие жанры. Левитин же обнаружил в прозе Домбровского сценическую драматургию. 
До премьеры Клара Домбровская в театре «Эрмитаж» не была. Во что превратил известный режиссер роман ее известного мужа — для нее сюрприз. «Так долго Домбровский был в тени, так долго были к нему равнодушны. Поэтому я буду рада, если будут спорить, если будут говорить и если кто-нибудь еще захочет поставить. Я буду просто рада», — говорит Клара Турумова-Домбровская.
Домбровский написал роман «Факультет ненужных вещей» по впечатлениям первого своего заключения в 1937-м. В отличие от Шаламова и Солженицына лагерная тема у Домбровского звучит ироничнее и добрее. Он старается понять и жертв, и палачей.
Спектакль о сопротивлении беззащитного человека огромному карательному ведомству. О вечном выборе — поджать хвост или проявить мужество, оклеветать себя или, настаивая на невиновности, идти до конца. В роли сопротивляющегося героя — молодой актер театра Станислав Сухарев.
«Ощущение такое, что есть некий огромный размер, на который ты должен свою кожу натянуть. И только тогда ты раздвинешься до этого диапазона. Это очень болезненно», — говорит Станислав Сухарев.
Приглашенная звезда — актер Михаил Филиппов — играет близнецов, прокурора Штерна и следователя Неймана. Такая двойственность очень интересна и режиссеру, и самому актеру.
«Насколько он сценичен, я до сих пор не знаю, — говорит Михаил Филиппов. — Работа над ним очень тяжелая. И еще предстоит. Поэтому я уже попросил Михаила Захаровича — в шутку — первые 50 спектаклей ко мне не иметь никаких претензий».
Название спектакля — «Меня убить хотели эти суки» (строчка из стихотворения самого Домбровского) — фокусирует суть и смысл происходящего на сцене.

Меня убить хотели эти суки,
Но я принес с рабочего двора
Два новых навостренных топора.


У Левитина, как и у Домбровского, личность побеждает чудовищную государственную машину. Масштаб такой победы — вне времени и обстоятельств.
«Хорошая, огромная литература приходит на сцену сегодня с этим спектаклем, — считает Левитин. — Мне кажется, я понял, что такое Домбровский на сцене».

Оригинал статьи


Другие ссылки

О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009