Уход как освобождение

«Тайные записки тайного советника». «Эрмитаж»

Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Никогда еще за три десятилетия не доводилось видеть у Михаила Левитина спектакля, подобного «Тайным запискам тайного советника», — лишенного элементов карнавала, цирка, игры, а просто пристально всматривающегося в человека, в его боль, в его страдание. Тихий и горестный спектакль, обращенный к каждому, кто сидит в зрительном зале.

Свою пьесу Михаил Левитин — известный и признанный писатель — создал на основе рассказов А. П. Чехова «Скучная история», «Враги» и фрагментов пьесы «Чайка», которые на редкость органично входят в ткань «Скучной истории», обогащая и дополняя ее главным для режиссера мотивом непреодолимого одиночества. Человек, ощущающий приближение смерти, не нужен уже не просто окружающим, но едва ли не в первую очередь себе самому.

Образ «воробьиной ночи», памятный каждому, кто хотя бы раз в жизни прочитал «Скучную историю», перекликается в спектакле с монологом Мировой Души, и создается совершенно удивительный, глубоко волнующий контекст. Это контекст человеческой неприкаянности, от которой не знаешь, куда деваться, с которой постепенно сродняешься. И ожидаемый с самого начала уход из жизни становится освобождением — все ниже и ниже склоняется в финале спектакля Николай Степанович под своим зонтиком, все мельче и суетливее становятся его шаги, но вот он высоко поднимает зонт, распрямляется, на лице загорается счастливая улыбка, и он улетает, действительно улетает за кулисы — в небытие, в свободу.

На протяжении почти трех часов мы внимаем этой очень простой, очень, в сущности, «скучной истории» о том, как из человека капля за каплей вытекает жизнь. Современный театр давно уже отучил нас от подобной углубленности, от стремления, не отрываясь, наблюдать за человеком, всматриваясь в его лицо, вслушиваясь в его интонации, сострадая и страдая. Эта лучшая, быть может, традиция русского психологического театра забыта, но Михаил Левитин возвращает ее нам во всей мучительной и необходимой силе.

Наверное, в какой-то мере справедливы слова, что не только актер зависит от режиссера, но и режиссер — от артиста. Для воплощения своего очень сложного замысла Михаил Левитин нашел идеального союзника, единомышленника, абсолютно чеховского артиста Михаила Филиппова (Театр имени Вл. Маяковского). От него глаз невозможно оторвать на всем протяжении действия: он по-настоящему проживает все перипетии последних месяцев жизни своего героя, тайного советника Николая Степановича, верившего только в науку и ни во что больше. Но и наука не может помочь преодолеть одиночество. Болезнь словно обнажает суть вещей — они видятся теперь совершенно иными, как иной видится и семья, жена Варя (Дарья Белоусова) и дочь Лизанька (Людмила Колесникова), как по-иному воспринимаются любимая воспитанница Катенька (Ольга Левитина) и соратник Михаил Федорович (Александр Ливанов). И вставной новеллой включенный в спектакль рассказ «Враги» становится как будто эпизодом из прошлого самого Николая Степановича, ныне тайного советника, а некогда земского врача. Именно этот эпизод воспринимается как начало болезни, как жестокое разочарование в идеалах и людях, как зарождение чувства ненужности никому.

Эта «скучная история» бьет даже по тем, кто бежит от серьеза, желая видеть в театре лишь развлечение и отвлечение от реальной жизни. Левитин словно останавливает каждого из нас на бегу.

Другие ссылки

О детях и шутах, Наталья Ионова, Театрон, 29.08.2014
Безумная власть плодит безумцев, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.08.2014
Шекспир глазами эксцентрика, Роман Должанский, Газета Коммерсантъ, 26.08.2014
Над «Лиром» больше не заплачем, Елизавета Авдошина, Театральный портал CHEKHOVED, 24.08.2014
Это не спектакль, это Шекспир. Интервью с Михаилом Левитиным, Дмитрий Хованский, специально для сайта, 03.2014
О жанрах различных замолвите слово, Елена Колтунова, Порто-Франко. Номер 38(1085), 7.10.2011
Прошел театральный фестиваль «Встречи в Одессе», Наталья Старосельская, Газета «Трибуна» № 39, 6.10.2011
На гастроли с грузовиком, Максимилиан Мюллер, Der Sonntag, 18.09.2011
«Встречи в Одессе» завершились победой Мельпомены, Мария Гудыма, Таймер Одесса, 12.09.2011
«Где так вольно дышит человек…», Наталья Старосельская, «Страстной бульвар, 10». Выпуск № 6-136/2011, рубрика «Премьеры Москвы», 04.2011
Настоящие яблоки, Анастасия Ефремова, Планета Красота, № 03-04, 2011, 04.2011
Враги народа в «Эрмитаже», Любовь Лебедина, Трибуна, 31.03.2011
Яблоки против жести, Наталия Каминская, Газета «Культура» № 7 (7767), 3 — 16 марта 2011 г., 03.2011
«Будденброки» и другие, Мария Седых, «Итоги», № 5, 31.01.2011
«Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского в театре «Эрмитаж», Марина Тимашева, Радио Свобода. «Поверх барьеров — Российский час», 27.01.2011
«Меня убить хотели эти суки»: рецензия редакции, Алена Данилова, Ваш досуг, 20.01.2011
Большая проза на небольшой сцене, Александра Черепнина, Вести-ТВ, 19.01.2011
Школа переживания по Михаилу Левитину, Вера Калмыкова, Специально для сайта театра «Эрмитаж», 01.2011
Российский «Эрмитаж» на белорусской сцене, Белтелерадиокомпания. Новости: Культура, 10.10.2010
Уход как освобождение, Наталья Старосельская, Газета «Культура», № 50 (7713) 24 декабря 2009 — 13 января, 24.12.2009
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
О нерасслышанном, Анна Гордеева, «Время новостей», № 226, 8.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009