РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов»

В этом театре работают исключительно клоуны и клоунессы

Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Худрук «Эрмитажа» и нас, зрителей, произвел в ковёрные, так как, на его взгляд, всё человечество делится исключительно на Рыжих и Белых, которые время от времени меняются местами.

«… надо любить и жалеть людей, хотя бы тех, которые хорошие. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе», уверял нас Михаил Зощенко в рассказе «Тридцать лет спустя» из детского цикла «Леля и Минька». Исходя из писательского совета, резюмируется несомненное: Московский театр «Эрмитаж» жалеет людей, любит своих зрителей и считает их хорошими, так как уже в самом начале нового сезона просто завалил их подарками.

Целых три премьеры были подарены зрителю в течение уже только первого новосезонного месяца. Сначала брутально-изысканная «Моя тень» Михаила Левитина, поставленная по известной пьесе Евгения Шварца, с актером РАМТа Евгением Редько, блестяще сыгравшим, в лихом окружении эрмитажного ансамбля, одновременно и Ученого и его Тень. Следом на Малой сцене театра случилась премьера прелестного спектакля «Фокусник» по пьесе Александра Володина «Загадочный индус» в постановке приглашенного режиссера Андрея Тупикова, с интересным сценографическим решением Гарри Гуммеля и великолепными актерскими работами Алексея Шулина, Дарьи Белоусовой, Кати Тенеты и др. И завершила эту триаду премьера спектакля «Лёля и Минька в Школе клоунов», поставленная Михаилом Левитиным-младшим на новой, третьей эрмитажной сцене театра, открывшейся в прошлом сезоне. Да, да, она так и называется – «Школа клоунов».

В сочинённом Гарри Гуммелем камерном пространстве небольшого зала с невысокой ступенькой сцены и десятком коротких рядов, кроме разновозрастных зрителей (спектакль способен осчастливить и детей и взрослых!) со стен внимательно следят за происходящим лучшие клоуны мира, эталоны блистательного юмора и артистизма: Чаплин, Енгибаров, Никулин, братья Ширман, Грок, Попов, Полунин… Они здесь уже второй год присматриваются к искусству этого театра. И невозможно сфальшивить под их общим – смехо-творящим! – взглядом. Правда, актёры «Эрмитажа» и не умеют этого делать. Зато умеют всё остальное, включаемое в профессию. Как и положено клоунам. А в этом эксцентрическом театре работают исключительно клоуны и клоунессы. Художественному руководителю «Эрмитажа» Михаилу Левитину-старшему других не надо. Он всех своих актёров обратил в них. Для него клоун – почётное звание высшего актерского ранга. Да и сам Левитин, понятное дело, клоун.

Но всего этого ему мало. Худрук «Эрмитажа» и нас, зрителей, произвел в ковёрные, так как, на его режиссёрский взгляд, всё человечество делится исключительно на Рыжих и Белых, которые время от времени меняются местами.

Итак, в этом театрально-цирковом пространстве разворачивается новая эрмитажная буффонада. Театральный дебют тридцатилетнего кинорежиссёра Михаила Левитина-младшего.

Щедрой рукой худрук «Эрмитажа» выдал сыну для этой постановки одних из самых лучших и любимых своих клоунов – Ирину Богданову, Евгения Кулакова и Юрия Амиго. Честно говоря, идя на спектакль, я верила только в эту троицу, вовсе не теша себя надеждой по поводу режиссуры. Я не видела Мишиных киноработ. Кто-то хвалил мне его фильм «Взаимность», в котором, кстати, снимался Амиго, но, как известно, театр с кино если и родственники, то дальние, в отличие от двух режиссеров Левитиных, ставящих теперь спектакли под одной крышей. Было немного тревожно, потому что «Леля и Минька» – из моего «наизустного», пользуясь словечком, придуманным Хармсом. Я в детстве сдавалась на «горчичники» только под них, а горчичники мне тогда ставили, ох, как часто…

– Ну, по крайней мере, – думала я, – Левитин-старший не допустит провала сына и вытянет спектакль. Подобное случается в театре.

Ошиблась я тогда счастливейшим образом.

Этот звенящий, орущий, гудящий калейдоскоп из картинок разноцветного детского счастья, фонтанирующий незабываемым зощенковским юмором, виртуозным словом и мудростью, был явно поставлен Левитиным-младшим самостоятельно. В стилистике спектакля, конечно же, присутствует дань «Эрмитажу», театру, взрастившему режиссёра. Используя здесь прямые и косвенные цитаты из отцовского магистрального «Хармса! Чармса! Шардама! или Школы клоунов» (шар в размер серебряных «хармсовских», отдельные интонации и акценты), младший Левитин одновременно и благодарит театр за детство, взросление, формирование в его стенах, и протягивает ниточку к сегодняшней «Школе клоунов», в которой он поселил Лелю с Минькой – любимых персонажей из своего, моего и вашего детства. Да, цитаты, стилистическая окантовка – и только, а всё остальное – режиссёрские ходы, сценические метафоры и ритмы не спутаешь с папиными. Не случайно актеры «Эрмитажа» здесь – обновленные, играют мягче, добрее и, пожалуй, естественнее, чем в более мускульных спектаклях Левитина-старшего. И в этом театральном дебюте уже видно, что младший Левитин – нечастый обладатель режиссёрской харизмы.

В основе текстовой композиции – пять рассказов из цикла «Лёля и Минька»: «Ёлка», «Бабушкин подарок», «Галоши и мороженое», «Не надо врать», «Великие путешественники». Плюс – отдельные вкрапления из других зощенковских текстов. На сцене – дверь, куда втаскивали елку, письменный стол, с пишущей машинкой, высокий стул и новогодняя гирлянда из пожелтевших рукописей (вспомнилось, как поэт Лев Озеров уверял меня, что в доме надо вешать не портреты любимых писателей, а их рукописи, мол, они поведают об авторах куда больше, чем отпечатки их лиц). Перед сценой небольшая трибуна и крутящийся круглый стул. Оформление, костюмы (Гарри Гуммель) и реквизит просты и лаконичны, как в цирке, как, собственно, и стилистика самого Зощенко. Все сюрпризы-хлопушки изнутри, все ружья стреляют.

Рассказы населены множеством персонажей. Кроме заглавных героев, здесь есть еще их папа с мамой и бабушкой, гимназический учитель, гости, дачный приятель Стёпка и другие, Всех их режиссёр разделил на троих актёров, дав им тем самым наперевоплощаться всласть. Евгений Кулаков играет и пятилетнего, и взрослеющего, по ходу спектакля, мальчика Миньку, и его папу, и совсем взрослого уже, сорокалетнего писателя Зощенко, ведя спектакль от его лица. Ирина Богданова здесь и Лёля маленькая, и Лёля взрослая, и мама. Вот только бабушку играет не она. В программке обозначен третий герой спектакля – Клоун. Его нет в рассказах Зощенко, это уже придумка режиссёра, персонаж, проникший в действо из пространства зала, из «Школы клоунов», прямая связь с концепцией «Эрмитажа». Клоуна блистательно играет Юрий Амиго, пожалуй, самый смешной левитинский актёр. У него в этом спектакле просто великий разгул перевоплощений. Он здесь не только вредная бабушка, обожавшая внука и не выносившая Лёлю, но и разнообразные тёти, приходившие в гости, и тряпичник, и мороженщик, и учитель-садюга, с плотоядным сладострастием озвучивающий свои отметки в дневнике маленького Миньки: «Единица! Неуд! Кол!! Двойка по поведению!!!». Мало того, он здесь и мальчик Стёпка, увлёкший героев в великое путешествие и, наконец, – Ёлка! Зритель и маленький и большой просто умирает от хохота, когда Амиго-Ёлка, безумно страдая, вскрикивает каждый раз, когда герои срывают с него пастилки, игрушки и впиваются зубами в висящие на его ветках крымские яблочки.

Не менее виртуозны здесь и работы Богдановой с Кулаковым.

Актерский путь от представления мрачного в жизни Зощенко, читавшего свои рассказы, по воспоминаниям Юрия Олеши, «железным голосом… с выражением почти военного презрения на лице», до очень трогательного, светлого, нежного и наивнейшего маленького Миньки, пройден Евгением Кулаковым безгрешно, со свойственным его органике замечательным юмором одессита.

Ирина Богданова, сыгравшая в спектакле девочку-оторву, просто клоунесса высшего уровня. Ее хитроумная и практичная Лёлька, для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых, всеми правдами и неправдами отрывая их от младшего братишки, почти буквально ходит на голове. Вернее, не ходит, а бегает, скачет, носится, бесконечно кипит ¬эта маленькая, добрая и очень смешная фурия. Глядя на искусность ее реприз, понимаешь, что она может ВСЁ. Как в своё время могла ВСЁ Любовь Полищук в «Школе клоунов» 80-х годов. Как, собственно, и положено уметь ВСЁ супер-клоунессам.

В конце каждой сцены-рассказа, звучит авторское резюме, «золотые слова», по определению самого Зощенко. Такие, например, как после истории с проданными детьми галошами гостей, чтобы купить мороженое: «И даже теперь, дети, когда я стал взрослый, даже немножко старый… кушая мороженое… по детской своей привычке думаю: “Заслужил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-нибудь?”». Звучат они по-мудрому назидательно, а вовсе не поучающе, что бывает свойственно исключительно настоящим взрослым, то есть очень вредным и занудным, таким как учитель и бабушка. Звучат очередным подтверждением того, что спектакль этот – Школа. Школа для невзрослеющих взрослых и их детей. Школа клоунов, клоунесс и клоунят, коими являются все, кто умеет хохотать до икоты, ржать без устали, до упаду, до седьмого пота; все, кто может нас вот так рассмешить, кто нас любит и жалеет, потому и дарит нам такие подарки. И, конечно же, у тех, кто подарил, и у тех, кто получил их, у всех клоунов, клоунесс и клоунят в этом зале, по подтверждению Михаила Зощенко, тотчас же становится прекрасно на душе. Ведь разве «детство – это болезнь, чтобы оно могло пройти? Нет. Детство не закончится никогда».


Оригинал статьи






Другие ссылки

Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005