Что такое детство?

Михаил Левитин-младший поставил спектакль, на котором от души смеются и дети, и взрослые

Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
Непоседливые брат и сестра Леля и Минька, герои Михаила Зощенко, знакомы, наверное, всем. Веселые, вкусные, яркие истории о них — это свидетельства того, как легко и одновременно сложно быть ребенком. Леля и Минька отправляются в кругосветное путешествие, продают старьевщику чужие калоши, чтобы купить мороженого, тайком срывают с новогодней елки сладости — и в это же время узнают что-то самое важное, без чего не прожить хорошему человеку. Именно такой благодатный, но трудный материал выбрал для своего режиссерского дебюта на сцене «Эрмитажа» Михаил Левитин-младший, сын художественного руководителя театра.

Постановкой Левитина-младшего «Эрмитаж» открыл сезон в пространстве под названием «Школа клоунов». На стенах — фотопортреты знаменитых артистов, театральных, кинематографических, цирковых. Все они — Чарли Чаплин, Леонид Енгибаров, Олег Попов — улыбаются, и у каждого улыбка совершенно своя, такая, которую ни с чем не спутаешь. Эти фотографии, подсвечиваемые на протяжении всего действия, — не только дань памяти, они еще и камертон: в такой атмосфере врать просто нельзя.

И в «Леле и Миньке» не врут. Минька (Евгений Кулаков) и Леля (Ирина Богданова) разговаривают с маленькими зрителями без всяких заигрываний. Описать эту интонацию совсем непросто, добиться ее на сцене, конечно, еще сложнее. Может быть, отчасти секрет в том, что артисты не дают себе поблажки: в первую очередь они играют обстоятельства, события, их абсолютное, серьезнейшее значение для «здесь сейчас» маленьких героев. А уже потом, собственно, детство и все его атрибуты: непосредственность, веселость, подвижность. Причем детство это в спектакле не выдуманное, не трафаретное — слова о внутреннем ребенке от многочисленных повторений превратились в пошлость, но здесь стоит вести речь именно о нем. Просто актеры получают удовольствие, встречаясь на сцене с собственным детством.

Не случайно в названии спектакля есть слово «школа». Эта постановка — легкий и приятный урок условного театра для маленьких зрителей. В спектакле Левитина никто не создает тюзовских (в худшем смысле) иллюзий, не добивается квазиправдоподобности. Потрясающе органичный и точный Юрий Амиго перевоплощается в колоритную бабушку прямо на глазах у публики, надевая смешной парик и изменяя голос (те же фокусы он проделывает в случаях с мороженщиком, старьевщиком, гимназическим учителем или экзальтированной тетей Олей, оставшейся без одной калоши из-за юных горе-предпринимателей). Левитинский театр для детей оказывается большой увлекательной игрой, и правила ее никто не собирается скрывать.

Дети, заботливо посаженные на первые ряды зрительного зала (взрослым отдана галерка), оказываются активными участниками действия. Их угощают на елке, они подсказывают Миньке невыученное стихотворение на уроке, им дают поиграть с мячом в виде глобуса (глобус нужен Леле, Миньке и их товарищу для кругосветного путешествия)… Но и родители совсем не остаются в стороне. Они крайне живо реагируют на все эти сюжеты с уличными играми и спонтанными походами на край света, смехом откликаются на лейтмотив любви к мороженому (заветное лакомство достается героям до обидного редко!). Возникает вопрос, понятна ли нынешним детям, продвинутым пользователям гаджетов и поклонникам Гарри Поттера, история про другое детство, более бедное и более богатое одновременно? Кажется, многим понятна. А впрочем, эта постановка для семейного просмотра, и после нее детям и взрослым будет о чем поговорить. И о чем помолчать тоже, а это уже признак хорошего спектакля.


Оригинал статьи


Другие ссылки

Лучшие театральные спектакли Москвы для детей, Светлана Бердичевская, фрагмент статьи из блога COZY MOSCOW, 1.04.2014
РазноЛИКующий Зощенко В «Школе Клоунов», Ирина Озёрная, Post.Scriptum.ru, 15.10.2013
Вспоминая Виктора Гвоздицкого, ч.2, Екатерина Варченко, Дмитрий Хованский, Специально для сайта, 30.09.2013
Что такое детство?, Галина Шматова, АФИША@MAIL. RU, 16.09.2013
Доказательство от противного не привело к обратному, Ольга Романцова, «Газета», № 235, 14.12.2009
The Secrets of a Director Unfold in 'Counselor', John Freedman, The Moscow Times, 3.12.2009
Unexpected 'Kapnist Round Trip' Is Pure Levitin, Джон Фридман, The Moscow Times, 7.05.2009
«Мои необычные странные личности», Михаил Левитин, Интернет-портал Культура, 25.05.2005